Развитие межполушарных связей

Развитие межполушарных связей

Эмоции ребенка, за которые отвечает правое полушарие, напрямую влияют на процесс обучения, способность к концентрации, долговременную память, которые контролируются левым полушарием. Наладив четкое взаимодействие между обеими половинами головного мозга, можно повысить успеваемость ребенка, его обучаемость и нестандартное мышление. В школе Жохова развитие межполушарных связей у детей происходит на каждом уроке благодаря поочередному задействованию то одного, то другого полушария – картинки на проекторе чередуются с арифметическими и логическими задачами. В результате этого в решении учебных заданий оказывается задействован весь головной мозг, а между эмоциями, телом и мышлением достигается баланс.

Обучение без стресса

В жоховской системе детей не ругают и не критикуют на уроках – это очень важно, ведь стресс может блокировать приток крови к коре мозга, нарушив коммуникацию между полушариями и работу органов чувств. Из-за стресса ребенку становится трудно действовать и думать одновременно.

Тем не менее, стресс зачастую все равно возникает в процессе обучения, поэтому нужно восстановить взаимодействие между мозгом и телом. Делается это через высвобождение накопившейся энергии – в жоховских классах дети могут свободно ходить по классу, их не заставляют сидеть неподвижно на одном месте в течение всего урока, поэтому они могут самостоятельно избавляться от стресса и, помимо этого, помогать друг другу с заданиями, учиться сообща. А еще одним инструментом для восстановления работы органов чувств являются развивающие межполушарные связи упражнения и игры.

Кинезиологические упражнения

Образовательная кинезиология – это современное направление в науке, изучающее возможность развивать умственные и физические способности детей с помощью специальных двигательных упражнений. Благодаря им у учеников образуются новые нейронные связи, снижается уровень стресса и налаживается межполушарное взаимодействие, от которых напрямую зависит интеллект и эффективность процесса обучения.

Кинезиология совмещает себе знания из целого ряда других наук, таких как:

·         медицина;

·         философия;

·         психонейрофизиология;

·         педагогика;

·         генетика;

·         психология;

·         кибернетика;

·         информатика.

Кинезиологические упражнения очень просты, не требуют от детей больших усилий и могут выполняться где угодно. Ученики воспринимают их как игры, но результатом таких упражнений оказывается формирование баланса между левым и правым полушариями головного мозга, каждое из которых отвечает за собственную сферу в умственной деятельности ребенка.

Преимущества левополушарных и правополушарных типов

Левое полушарие мозга отвечает за умение читать, писать, анализировать информацию, способность к абстрактному, а также к двумерному и концептуальному мышлению. В зоне его ответственности – символы, слова, условные знаки. Дети, у которых доминирует левое полушарие, склонны к обобщению и абстрагированию, поступающая информация обрабатывается долго и последовательно. Они показывают лучшие результаты при постоянном повторении учебных материалов, отсутствии временных ограничений и нуждаются в умственной деятельности.

Правое полушарие отвечает за способность ориентироваться в пространстве, оперировать образами предметов, распознавать пространственные отношения. Дети с доминирующим правым полушарием проявляют склонность к искусству, музыке, рисованию и обладают невербальным интеллектом. Им лучше даются творческие задания, обучение в коллективе и любая социальная активность.

Зачем развивать межполушарные связи

Доминирование одного из полушарий дает такому ребенку весомые преимущества в определенной сфере деятельности, однако приводит к сложностям, когда учебный материал затрагивает другие сферы. Пристальное внимание к развитию межполушарных связей, которое уделяют учителя жоховских классов на каждом занятии, как раз преследует цель помочь детям научить мозг работать в полную силу, используя преимущества каждого из полушарий головного мозга. Это не только повышает успеваемость ребенка в школе, но и облегчает восприятие информации уже в старшем возрасте, открывая возможности к самореализации в любой сфере – интеллектуальной, творческой, социальной. Свободное передвижение по классу, благожелательное отношение и отсутствие критики способностей ребенка, кинезиологические упражнения с использованием проектора – вот комплекс мер и инструментов, используемых в жоховской системе обучения, которые помогают ученикам стать развитыми и разносторонними личностями.


Методическая система В. И. Жохова © 2017.