Система Жохова. Новости



В начале нынешнего учебного года в Тосненском районе появился первый класс, который занимается по системе Жохова. Учитель начальных классов Тосненской школы № 4 Светлана Тимофеева решила рискнуть, попробовать, и ближе к концу учебного года убедилась на сто процентов – не прогадала.

С чистого листа

О необычном классе краем уха мы слышали и до того, как Светлана Николаевна пригласила нас в гости. Одни поговаривали, что дети здесь не только учатся читать, писать и считать, а ещё поют, танцуют, решают ребусы и логические задачки, смотрят мультики и придумывают окончания к анекдотам.

Другие уверяли, что мальчишки и девчонки во время урока могут позволить себе пройтись по классу, на вопросы учителя отвечают хором, а писать в тетрадках начали лишь после Нового года. Третьи и вовсе предполагали немыслимое – детишкам не задают «домашку»!

- Да, почти всё так и есть, – со смехом ответила нам Светлана Николаевна, когда мы рассказали о слухах, которые ходят вокруг первого в районе «жоховского» класса. – Музыкальная пауза и даже танцы посреди урока? Почему бы и нет. Пройтись по классу? Тоже бывает. Даже взрослый подготовленный человек порой устаёт сидеть на одном месте и воспринимать информацию. Что уж говорить о детях, которые только пришли из детского сада.

И про тетрадки верно. Учились писать мы не в тетрадях, а на листочках. Обычно все неверные решения учитель исправляет красной пастой. Это словно напоминание – у тебя не получается. Прямо аж хочется вырвать листок! Ну а мы первые полгода каждый новый урок начинали с чистого листа – в прямом смысле.

Единственное, домашнее задание в первых классах по любой системе не задают. Ребята могут делать его по желанию. А в остальном – всё верно. Да вы и сами увидите.

Без тетрадок и учебников

И, правда: лучше один раз увидеть. Прозвенел звонок, ребята заняли свои места. Что сразу бросилось в глаза, никто не сел, сложив руки перед собой. Даже, наоборот, многие откинулись на стул, а руки завели за спинку. Кто-то и вовсе остался стоять.

При этом ни тетрадей, ни учебников на партах заметить не удалось. Они, собственно, не понадобились вообще ни разу за урок. Зато экран и проектор использовались много, часто и в полном объёме.

Начали ребята с разминки. На доске появлялось число, школьники всем классом называли его. Дальше – сложнее. Назвать нужно было не появляющееся число, а следующее за ним. Потом число, в два раза большее показанного, потом в три раза большее.

После в гости к ребятам на несколько минут зашёл Неумейкин – компьютерный персонаж, который всё время что-то путает. Для своих старых знакомых он составил неравенства, вот только не все из них были верны. Ребята с радостью помогли гостю и назвали все правильные варианты, а неверные исправили.

Затем в ход пошли маркерные доски. Учитель выводил на экран примеры, ребята записывали ответы на досках и все вместе они поднимали их над головой. И это были примеры не первого десятка, как в любом первом классе. Дети считали сотни, тысячи и даже назвали число миллион.

Урок русского языка начался музыкальной паузы и прошёл примерно в том же ключе. Для разминки ребята читали слова и с помощью ладошек считали в них слоги: сколько слогов, столько и хлопков. Потом они придумывали новые слова приставочным способом и с помощью суффиксов, немного поговорили об окончании, разобрали слова по составу, повторили падежи. Столько всего успели за урок!

После Светлана Николаевна предложила своим ученикам сразу несколько игр. Ребята угадывали слово, которое компьютер загадал без двух букв, размышляли над историей появления того или иного слова, разгадывали ребусы, придумывали окончание анекдота.

Как только закончились игровые задания на разные темы, ребята снова вернулись к падежам. На вопросы учителя они отвечали то все вместе, то поодиночке, по группами.

Уверенно и без запинки

При этом никто из учеников не был прикован к парте. В любой момент каждый мог встать, пройтись до кулера и попить воды или просто постоять возле парты. Две девочки выбрали себе место у стены и отвечали оттуда, несколько мальчиков из-за парт перебрались к магнитной доске в конце класса. Что удивительно, даже те, кто, казалось бы, отвлёкся, отвечали на вопросы учителя уверенно и без запинки. На уроке было громко – это да. Зато каждый практически в равнозначной мере принял в нём участие.

В конце урока осталось немного времени и ребята посвятили его тесту по математике. Правда, перед этим сделали небольшую зарядку, потянулись, потёрли ушки – чтобы размяться и улучшить кровообращение.

Во время теста по классу уже ходить было не желательно. Не мешать друг другу – один из принципов «жоховского» класса.

Надо отметить, что 45 минут урока пролетели, как полноценный тайм интересного футбола – незаметно. Наверное потому, что ребята получают многочисленные и разнообразные задания, а каждый из них активно участвует в уроке, не боясь отвечать, а при необходимости выходить к доске. При этом много заданий они получают, связанных с мышлением.

Научить думать

- Это вообще одна из основных задач системы Жохова – научить детей думать, – с этого начался наш разговор с учителем экспериментального класса Светланой Тимофеевой после урока. – Плюс к этому здоровьесберегающие технологии. Вы заметили, что дети сидят свободно, центр тяжести перенесён на спинку стула, руки за спинкой. Это намного полезнее для позвоночника. В каждый урок встроены физкультминутки, музыкальные паузы.

Сами уроки продуманы до мелочей, идёт постоянное чередование тем и заданий, чтобы дети не уставали от однообразия. За урок мы затрагиваем по 30-40 различных тем: каждую слегка, но зато постоянно. И если ребёнок не поймёт с первого раза, поймёт со второго, не поймёт со второго, обязательно поймёт с десятого. Уроки интегрированы друг в друга. Элементы окружающего мира есть в математике, элементы математики в чтении.

И я вижу, что такая система даёт результат. Вы сейчас видели, как ребята умножают в столбик, складывают и вычитают с переходом через десяток. А это при обычной работе – третий класс.

Надо отметить, что система эта не нова. Развивать её Владимир Иванович Жохов, заслуженный учитель России, начал лет 30 назад. Однако активно по всей стране она стала распространяться в последние годы. В нынешнем учебном году пришла и в Тосненский район.

Работать по-новому

Организатором экспериментального класса стала завуч начальной школы Марина Барыгина. Именно Марина Павловна загорелась идеей попробовать и заразила ею остальных. В первую очередь, Светлану Николаевну. Вместе они в течение года изучали систему, читали о ней, взвешивали все за и против. Побывали на нескольких открытых уроках, приняли участие в различных вебинарах. Сомнения не покидали – ну не может быть всё так хорошо! Наконец, встретились с самим автором системы.

- Он лично одобряет или нет учителя, – объясняет Светлана Николаевна. – Смотрит, сможет ли педагог работать по системе. Ведь для этого придётся откинуть практически весь свой прошлый опыт, научиться работать по-новому. Потому как даже вот это хождение по классу во время урока не каждый учитель сможет принять. В систему Жохова нужно сначала поверить, чтобы потом убедиться – она работает.

На наших уроках дети не боятся отвечать, каждый ребёнок знает, что его работа не пропадёт даром – он обязательно будет услышан. У него никогда не останется чувства неудовлетворения: я знал, а меня не спросили.

Здесь всё получится

Светлане Николаевне и Марине Павловне повезло и в том, что директор школы – Пётр Доннер – принял их идею. Хотя поначалу Пётр Иванович взял паузу, чтобы досконально изучить вопрос.

- Я человек осторожный и никогда не спешу. Но! Мне дали посмотреть фильм. Скажу честно, фильм убеждает, – признался Пётр Иванович. – Переживания? Были, конечно, но сейчас я не сомневаюсь, что здесь всё получится. Со следующего учебного года ещё один наш учитель – Олеся Александровна Еркина – набирает первый класс, который будет обучаться по этой системе.

У меня, признаться, немного другие переживания: каким образом мы это соединим со средним звеном. Потребуется некая преемственность. Хотим мы того или нет, придётся отбирать учителей. Запущен некий процесс, дети к нему привыкают. А значит, в средней школе потребуются не просто сильные педагоги, но ещё и креативные. Пока сложно сказать, как получится осуществить этот переход. У нас учителя трепетно ждут, что будет через четыре года. Надеемся, всё пройдёт благополучно.

http://tosnovestnik.ru/news?id=347

Возврат к списку


Методическая система В. И. Жохова © 2017.