Система Жохова. Новости

Здравствуйте, Владимир Иванович!

Пишет Вам благодарный учитель 1-го класса, волею судьбы впервые обучающий детей по Вашей замечательной методике в частной школе г.Чебоксар. Прошли 2 четверти и ко мне пришли мысли подвести предварительные итоги обучения. Да так радостно стало на душе от итогов, что решил написать Вам письмо и поделиться своей радостью. И не только своей. Рады-то все: и дети, и родители, и руководство нашей частной школы. Недовольны разве что ученики 2-го и 4-го классов, всё чаще задающие своим учителям вопрос: «А почему нас по этой методике не учат?».

Признаюсь, работа учителя мне нравится. В школу я буквально бегу, а из школы и уходить не хочется. С живым интересом жду каждую новую встречу с Вами в среду. Внимательно вслушиваюсь в каждое Ваше слово, записываю себе в дневник самые важные моменты, стараясь дословно передать детям на уроках смысл новых материалов. Так же радуюсь встрече и с другими учителями, с некоторыми из них у меня сложились очень тёплые отношения. Мы постоянно переписываемся, делимся переживаниями, проблемами, достижениями. Образуется не только семья в классе моих первоклашек, но и семья из учителей, обучающих на необъятных просторах России. И это – счастье!

Как шло обучение с 1 сентября до зимних каникул? Как Вы и предупреждали, в первой четверти были серьёзные трудности с детьми, прошедшими предварительную подготовку к школе, якобы наученные читать, писать и считать. Интереса к учебе у них было поначалу мало, а уж о проблемах с грамотностью и говорить не стоит – пришлось переучивать заново. Особенно трудно приходилось детям, которых до школы водили на скорочтение, что усугублялось некоторыми дефектами речи. Дети, наученные писать от своего дефектного произношения и при этом ходившие на скорочтение – это самые трудные для обучения дети! Забегая вперёд, скажу, что с их проблемами мне удаётся справиться. Например, один плохоговорящий мальчик пришёл в школу "повреждённым" скорочтением и с неграмотным письмом от произношения. 3 месяца на упражнении "Продиктуйте Неумейкину он неправильно определял буквы, из которых состоят слова. И только в начале декабря он с первой попытки впервые произнёс слово побуквенно правильно! После чего практически перестал делал ошибки.

А вот с детьми, не умевшими до школы ни писать, ни читать, ни считать, было гораздо легче. Они быстро менялись на глазах! Родители детей постоянно удивлялись, с каким рвением дети торопились утром в школу, как они хорошо отзывались об учёбе. Одна девочка сказала после первых уроков своим родителям, что я учу даже лучше, чем её любимые учительницы-женщины. Некоторые из родителей постоянно говорили мне спасибо.

На всю жизнь запомнится день, когда мама одной девочки пришла с искренней радостью. У девочки были сильнейшие дефекты речи, из-за которых в начале сентября я не понимал ни одного её слова. Они до этого ходили по дорогим логопедам, но результата не было. И вот, обучаясь в нашем классе, девочка через два месяца стала отчетливо произносить все буквы. Это был настоящий праздник в её семье! Маме она призналась, что очень любит артикуляционную гимнастику. Девочку дома так похвалили, что она в классе радостно изображала плавающую рыбу и приговаривала "здесь самое лучшее место, здесь самое лучшее место...". «То ли ещё будет!» - подумалось тогда мне, и оказался прав.

Затем провёл открытые уроки: математики, письма и риторики. То, что происходило на уроках, оставило неизгладимый положительный след в памяти родителей, а именно:

- то, как дети склоняли числа

- то, с каким живым интересом дети отвечали.

А самое впечатляющее воздействие на родителей произвело то, как все дети наперегонки подбегали ко мне, чтобы успеть взять домашнее задание! После этих уроков многие дети стали приходить в школу более открытыми и занимались более активно. То есть открытые уроки ещё более раскрепостили детей, избавили от некоторых комплексов. Это хорошо.

Лучше всех учились мальчики – наш Золотой Фонд, который нужно беречь. Например, мой собственный сын Алёша, ради здоровья которого я и взял на себя огромную ответственность по созданию класса и взятию на себя роли учителя. После детского садика Алёша пришёл в первый класс заикающимся, с нервным тиком, замкнутым, с искривленным позвоночником и с писчим спазмом. И ведь излечился от всего этого благодаря Вашей методике! Да с каким эффектом! К концу второй четверти легко и без особого напряжения, в уме и без дополнительных записей делал по своему желанию за 5-7 минут всё домашнее задание по математике. Бывало, я его спать уложить не мог, он всё просил и просил дать ему ещё какую-нибудь домашнюю работу перед сном, так ему это нравилось.

Очень примечателен один урок математики: во время скоростного вычисления примеров на сложение и вычитание Алёша, не думая, мгновенно стал выдавать ответы и вошёл в некое состояние получения неимоверного удовольствия от скоростного выполнения вычислений. "Ещё! Хочу ещё примеры!" - стал просить меня. Переключились на проговаривание неравенств. Тоже быстрее всех проговаривал. "Ещё! Хочу ещё!". Добрались до называния времени на часах. И это быстрее всех он делал. "Ещё! Хочу ещё! Давайте ещё!". Всё решал и решал, и не мог остановиться. А потом очень расстроился, когда урок закончился. Я тогда воочию увидел, как у мальчика произошла активизация правого полушария мозга! После этого скорость его вычислений заметно возросла.

Другой мальчик Лёша радовал тем, что быстро научился безошибочно склонять числа. И вообще, в отличие от девочек, мальчикам склонять числа всегда нравилось неимоверно.

Постоянное ощущение детьми счастья при обучении, по-моему, это самый главный принцип обучения по Вашей методике. Мне, как учителю, всегда было интересно поддерживать это ощущение и получать от детей самые интересные отклики. Видеть лес рук, когда на уроке все дети постоянно соревнуются за право выбежать к доске – это бальзам на душу любого учителя.

Одна девочка после уроков, на которых у неё многое получалось, радостно произнесла: "Я сама не понимаю, как это я так поумнела уже? И почерк хороший стал, и считать по математике получается. Я даже собой гордиться начинаю!". А ведь гордятся собой у меня на уроках все дети. И поэтому совсем не хотят уходить на каникулы. Сын категорично так заявил: "Не хочу на новогодние каникулы, хочу учиться и умнеть в школе!". А одна ученица на каникулах при случайной встрече спросила: "Мы когда в школу пойдём?". "А ты когда хочешь? В понедельник или во вторник?" - задал ей встречный вопрос. "Конечно же в понедельник. Поскорей бы в школу!".

После каникул первоклашки жаловались, что, по их мнению, они слишком мало читают на уроке и из-за этого они начали дома много читать. Ну что я мог им сказать, ведь всё происходило в полном соответствии с принципом "НЕ ОБМАНЕШЬ – НЕ НАУЧИШЬ". Я-то знал, что на уроках русского языка объём читаемого текста очень велик, только дети этого не замечали, потому что каждые две-три минуты шло переключение между разными игровыми заданиями, в которых приходилось и буквы находить (читая слова), и полслова находить (опять же читая слова), и списывать прописной текст с экрана (снова читая слова), и артикуляционную гимнастику делать (читая за один присест по 30-40 слогов), и загадки отгадывать (читая эти загадки) и многое-многое другое.

cheboksary2018-02.png

То, что дети у нас учатся необычные, замечали всегда и везде. Разрешите рассказать о нескольких случаях.

Случай первый. Как-то в класс зашёл второклассник и сказал "вы решаете по 60 примеров за 3 минуты. Уже решаете столбиком, и домашки нет. Вы какие-то ВИП-первоклассники".

Случай второй. "Умные, но шумные" - так поначалу охарактеризовал наших первоклашек учитель по шахматам в сентябре. А через пару месяцев подошёл ко мне и удивлённо сказал: "Такого не может быть, Ваш мальчик олимпиадную задачу "8 ФЕРЗЕЙ" сам решил! А ведь эта задача для второклассников!».

Случай третий. В День Словаря мы отправились в Библиотеку имени В. В. Маяковского, где была подготовлена целая развлекательно-познавательная программа, правда с заданиями для вторых классов. Работники библиотеки не сразу поверили, что пришли первоклашки:

- дети удивили их способностью правильно ставить ударения в словах, в которых взрослые работники библиотеки ошибаются;
- дети как орешки щёлкали ребусы, которые наши сопровождающие взрослые не смогли решить.

Случай четвёртый. "КАКИЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ, АКТИВНЫЕ, ДОБРЫЕ И КРАСИВЫЕ ДЕТИ!" - такие приятные слова были произнесены о первоклашках после нашей сценки на Новогоднем школьном концерте. Дети всё выполнили самостоятельно, без подсказок и напоминаний, ни разу не запнувшись. Ещё бы, ведь добрую часть выступления они придумали сами. А в самом конце громко спели весьма непростую для исполнения песню "Три белых коня"! На радость родителям, учителям и другим детям. Все были довольны!

И я доволен, особенно тогда, когда удаётся на практике раскрыть очередную грань методики и понять, почему она так эффективна. Что мне стало понятно?

Мне стало понятно, что ИНИЦИАТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - КЛЮЧ К ОБРЕТЕНИЮ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ. Я воочию убедился, как те дети, которым позволяют проявить инициативность дома, занимаются и понимают задачи на уроках лучше, чем те дети, которых дома всячески опекают и запрещают практически всё. К этому следует добавить, что видна прямая связь инициативности детей с развитостью их речи, способностью красиво писать и правильно считать. Был такой случай. Я вынужден был выйти на пару минут из класса, пока на математике шёл мультфильм, по просмотру которого дети должны были выполнить задания, связанные с этим мультфильмом. Но задержался и пришёл через 9 минут. Не успев войти в класс и начать читать задания, как услышал возгласы довольных учеников: "А мы сами все задания прочитали и сами выполнили". Во дают!

Мне стало понятно, насколько это важно, когда ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЕТИ ДЕЛАЮТ САМИ, БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ. Я поначалу столкнулся с тем, как папы, мамы и бабушки отбивали у детей интерес к занятиям, запутывая их расспросами и пытаясь переобучить различным правилам, взятыми из стандартной школьной программы. Пришлось много поработать с родителями, чтобы те оставили своих детей в покое и доверились мне, как учителю, и Вам, как автору методики.

Мне стало понятно, что ЧЕМ ДРУЖНЕЕ КЛАСС, ТЕМ ЛУЧШЕ ИДЁТ УЧЁБА! Мне стало понятно, что мы ИЗЛЕЧИВАЕМ ДЕТЕЙ ХОРОШИМИ ПЕСНЯМИ. В классе все дети не сразу отказывались делать зарядку под попсу. Каждый день мы прослушивали несколько мелодий и песен, несущих в себе добро и хорошее настроение. И дети стали более добрыми и вежливыми друг к другу, учась прощать друг другу многие обиды.

Мне стало понятно, что мы ИЗЛЕЧИВАЕМ ДЕТЕЙ ДОБРЫМ СЛОВОМ, ПРАВДОЙ И УЛЫБКОЙ. Примета нашего времени - мальчики, из каких бы они семей не пришли в класс, всё же более добры, отзывчивы и чувствительны, чем большинство пришедших девочек. Как-то мама одной девочки вошла в класс с недовольным видом. Дочка наябедничала, что один мальчик просто так бил её. Я сказал ей правду, что:

- мальчик после уроков в течение 15 минут старательно на доске писал математические примеры, а девочка намеренно всё стёрла и ждала реакции мальчика

- мальчик расстроился и возникла потасовка. Но я их разнял и провёл с обоими добрую разъяснительную беседу.

Остальные дети подтвердили, что я сказал правду, и не стали прилюдно осуждать мальчика. Мама в ответ улыбнулась и успокоилась. А потом ... Потом этот мальчик сам себе удивился, что в столовой впервые вежливо поговорил с этой девочкой и улыбнулся ей. Они подружились.

А затем был Новогодний праздник. Новогодняя сценка, придуманная и исполненная учениками, позволила решить некоторые проблемы взаимоотношений между учениками. После проведенного новогоднего праздника с удивительно доброй и веселой сценкой, замечательно сыгранной первоклашками, девочка, которая все 4 месяца наотрез отказывалась во время уличных прогулок кому-либо в чём-либо помогать, да и вела себя обособленно, отстранённо, вдруг по собственной воле стала помогать лепить снеговика и снежный домик. Делала она это с большим усердием и горящими глазами, получив самые приятные эмоции от игры с детьми в этом домике. Разве это не чудо? По-моему, это настоящее чудо преображения! И такие чудеса преображения детей в происходят постоянно, все и не опишешь. Дети за 4 месяца сильно повзрослели, улучшилась их речь, взгляд стал более осознанным.

Знаете, Владимир Иванович, мне никогда не было так хорошо от проделываемой работы. В обучении детей я вижу своё настоящее призвание. Ваша методика позволяет создать настоящую счастливую для обучения среду, было бы желание. А оно у меня есть. Ежедневная работа с первоклашками и постоянные размышления о каждом из учеников, их чувствах, мыслях и поведении, привели меня к новому качеству - более чуткому, более острому чувствованию особого мира человеческих отношений, его силы и его хрупкости. Первоклашки чудесны. Я их искренне люблю, как учитель.

С уважением, Серебряков Владимир Леонидович

Чебоксары, 2017

Возврат к списку


Методическая система В. И. Жохова © 2018.