Система Жохова. Новости

УДК 613.955

Степанова М.И., Березина Н.О., Лашнева И.П., Шумкова Т.В.

Гигиеническая оценка педагогической системы начального обучения «УниК»

ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей»

Министерства здравоохранения России, 119991, Москва, Россия


Аннотация. В статье представлены результаты гигиенической оценки образовательной системы «УниК», которая используется в начальной школе. Установлено, что, несмотря на более интенсивную организацию учебной деятельности и опережающий темп изучения программного материала с использованием специально подобранных заданий, мультимедийного способа подачи информации, выполнения мероприятий, направленных на профилактику утомления и др., её реализация не сопровождается у учащихся более выраженным утомлением, чем у их традиционно обучающихся сверстников; показатели физического развития и функциональных возможностей детей не ухудшаются.

Ключевые слова: младшие школьники, функциональное состояние организма, учебная нагрузка, образовательная система «УниК».


Stepanova M.I., Lashneva I.P., Berezina N.O., Shumkova T.V.

Hygienic assessment of the pedagogical system of primary education "Unik»

National Medical Research Center of Children’s Health of the Ministry of health of the Russian Federation, 119991, Moscow, Russia


Annotation. The article presents the results of hygienic assessment of the educational system "Unik", which was used in primary school. It is established that despite the more intensive organization of educational activities and faster pace of learning software material using specially selected tasks, multimedia method of presenting information, the implementation of activities aimed at preventing fatigue, etc., its implementation is not accompanied by primary school students more pronounced fatigue than their traditionally trained peers, indicators of physical development and functionality do not deteriorate.

Key words: Junior schoolchildren, functional state of the organism, educational load, educational system "UniК".


Введение. Самый значимый фактор по продолжительности и силе воздействия на здоровье детей и подростков – школьное обучение [1,2,3]. В этой связи проблема снижения негативного влияния большой образовательной нагрузки не теряет своей актуальности, особенно на начальном этапе обучения, когда учебные перегрузки особенно неблагоприятно сказываются на здоровье детей [4,5,6]. Существенный вклад в профилактику утомления и нарушения здоровья детей в процессе обучения могут внести педагогические технологии, снижающие негативное влияние больших информационных нагрузок [4,6,7,8], в том числе и тех, в которых предусмотрено увеличение двигательной активности детей (ДА) [9,10, 11, 12]. Высокие учебные нагрузки современных школьников в сочетании с низкой ДА сопровождаются ухудшением физического развития, снижением мышечной силы [13,14,15].

В качестве педагогической технологии, направленной на снижение утомительности учебного процесса в начальной школе и повышения его эффективности была разработана и внедрена в общеобразовательные школы образовательная система «УниК» (автор заслуженный учитель РФ В.И. Жохов). Суть образовательной системы «УниК» заключается в том, что на основе поурочно выстроенных планов, которые включают специальный подбор учебных задач, направленных на активизацию обоих полушарий головного мозга детей и использование специфических возможностей каждого полушария, педагог реализует мероприятия, направленные на профилактику утомления, школьной дезадаптации, развития и поддержания высокой учебной мотивации и работоспособности. Они заключаются в учете индивидуальных особенностей детей, использовании мультимедийного способа подачи информации, в снижении статического и позного напряжения в процессе занятий за счет увеличения двигательной активности, создании позитивного эмоционального настроя учащихся. Важной особенностью этой педагогической системы является «нелинейность» образования, которая выражается в том, что в программу обучения включены разделы (понятия, представления) из программ, предназначенных для старших по возрасту детей, т.е. учащиеся более быстрыми темпами осваивают программу начального обучения и более успешно готовы для поступления в среднюю школу. Повышенная образовательная нагрузка на уроке предполагает снижение объема домашних заданий.

Цель исследования: установить степень влияния на функциональное состояние организма (ФСО) детей младшего школьного возраста обучения в условиях реализации образовательной системы «Уник».

Материалы и методы. В естественном гигиеническом эксперименте в условиях общеобразовательного учреждения с соблюдением требований этических норм, изложенных в Хельсинской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС), проведены исследования по оценке влияния занятий на функциональное состояние организма 98 учащихся начальных классов, в которых использовалась система «УниК» (стаж обучения по системе – 3 года), (экспериментальные классы) и в классах с традиционным обучением (контрольная группа). Система «УниК» использовалась на уроках русского языка, литературы и математики. Объём дневной и недельной образовательной нагрузки, продолжительность урока в группах наблюдения были одинаковы. Продолжительность урока – 40 минут, количество уроков в день - 4-5.

Оценка умственной работоспособности (до и после занятий) проводилась с помощью корректурного теста (642 исследования), психоэмоционального состояния детей – методом цветописи (А.Н. Лутошкин, 1977). Для изучения краткосрочной памяти использовался компьютерный комплекс «НС-Психотест» (98 исследований). Распространенность у детей комплекса психосоматических реакций неврозоподобного характера оценивали с помощью парных детско-родительских анкет. Для оценки антропометрических показателей физического развития школьников использовали центильный метод с учетом индекса пропорциональности. Измерение мышечной силы рук проводили кистевым динамометром. Изучение особенностей жизнедеятельности школьников проводилось методом анкетирования. Учебная деятельность оценивалась с помощью хронометражных наблюдений на 46 уроках. Замеры искусственной освещенности поверхности на рабочих местах детей осуществлялись прибором «ТКА-ПКМ»/02. Температуру и влажность воздуха в учебных помещениях измеряли с помощью термогигрометра «ТКА-ПКМ»-20. Для статистической обработки экспериментальных данных был использован пакет программ Statistica 6,0.

Результаты и обсуждение. Результаты хронометражных наблюдений за учебной деятельностью школьников показали, что в экспериментальных классах интенсификация учебной работы на уроках превышала оптимальную (60-80%) и состаляла 85-90%, в контрольной группе - не превышала 80%. Смена видов деятельности на уроках в экспериментальных классах достигала 9 (особенно на уроках математики), в контрольной группе - не превышала 7. Выполнение профилактических мероприятий (физкультминуток, эмоциональных разрядок, смены рабочей позы) на уроках в группах сравнения проводилось нерегулярно.

Сравнительный анализ показателей умственной работоспособности (УР) выявил более низкий показатель объёма выполненного теста (количество просмотренных знаков) у третьеклассников группы контроля: 163,8±3,42 против 204,9±2,89 (р<0,01) – в экспериментальных классах. При этом показатель точности его выполнения у наблюдаемых школьников был практически одинаковым. Так, учащиеся экспериментальных классов в тестах делали 7,76±0,13 ошибок, а их сверстники из группы контроля 8,09± 0,20 (табл.1).

Таблица 1. Показатели функционального состояния организма учащихся

3-х классов в зависимости от использования педагогической технологии

(средненедельные данные)

ПОКАЗАТЕЛИ

Образовательная система «УниК»

Традиционное обучение

Количество исследований

433

209

Количество просмотренных знаков, М ± m

204,9 ± 2,89

163,8 ± 3,42**

Количество стандарт. ошибок на 500 зн., М ± m

7,76 ± 0,13

8,09 ± 0,20

ИПР, усл. ед.

1,12

1,45

Явное и выраженное утомление, %

36,3 ± 3,3

34,0 ± 4,7

Эмоциональное состояние:

- кол-во исследований

- кол-во ДЭС, %


431

12,5 ± 2,4


209

19,1 ± 3,4

Невротизм:

- кол-во исследований

повышенный и высокий уровень, %


45

44,4


46

47,8

**р<0,01

Интегральный показатель работоспособности (ИПР) в группах сравнения был выше допустимого уровня (1,0 усл.ед.), т.е. преобладали работы, выполненные хорошо и отлично. Дискомфортные эмоциональные состояния (ДЭС) в наблюдаемых коллективах встречались одинаково часто (12,5% и 19, 1%) и были ниже популяционных значений (22-24%).

Изучение реакций на дневную образовательную нагрузку установило, что количественные показатели корректурной работы как в одной, так и в другой группе на протяжении всего учебного дня сохранялись на одном уровне: 209,3±4,0 против 200,5±4,1 в экспериментальной группе и в контрольной - 166,3±4,8 и 161,2±4,8. Качественные показатели корректурной работы отличались большей устойчивостью в контрольной группе: 8,4±0,27 и 7,60±0,28, в экспериментальной группе к концу учебного дня количество ошибок значимо возрастало 8,2± 0,19 против 7,0±0,18 (р<0,01), что связано с выполнением более сложных заданий и более интенсивной учебной деятельностью детей. При этом признаки явного и выраженного утомления учащихся в экспериментальной и контрольной группе встречались одинаково часто: 36,6% против 34,0% в контроле. Как в одном, так и в другом случае эти показатели несколько превышали популяционные значения, характерные для школьников (30,0%). Уровень психологического комфорта у детей при обучении по системе «УниК» был несколько выше, чем в контрольной группе: распространённость ДЭС в контроле составила 17,1% и 21,2% против 11,2% и 13,9% в экспериментальной группе. Значимых различий в показателях ФСО учащихся сравниваемых групп в динамике недели не обнаружено. Распространённость случаев явного и выраженного утомления в экспериментальной группе была в диапазоне 18,6±5,9 -55,8 ± 7,6%, в контроле 11,1 ± 7,4 - 57,1 ± 10,8%. Такой разброс значений в показателях обусловлен как недостаточно рационально составленным расписанием уроков в сравниваемых группах, так и с проведением контрольных и проверочных работ, выполнение которых повышало «физиологическую стоимость» учебных занятий.

Оценка физического развития школьников показала, что каждый третий имел отклонение в физическом развитии: в экспериментальной группе – 33%, в контроле – 38%. Дисгармоничное физическое развитие за счет повышенной и высокой массы тела выявлено у каждого четвертого школьника – 28%, а сниженная и низкая масса тела диагностируется лишь у 2,3% детей, при этом в группах сравнения не установлены статистически значимые различия частоты встречаемости дефицита массы тела и избытка массы тела. Распределение детей по вариантам отклонений в физическом развитии не выявило значимых половых различий и различий между экспериментальной и контрольной группами. Значимые различия выявлены между показателями мышечной силы правой кисти мальчиков: в экспериментальной группе в 2 раза больше детей имели уровень развития выше среднего (56% против 28%, р<0,05).

Показатели кратковременной зрительной памяти у всех детей соответствовали возрастной норме, но при этом количество детей с наилучшими результатами - 5 и 4 балла в группах сравнения было практически одинаково 59,6±7,6 против 53,7±7,8 в контроле. В экспериментальной группе значимо больше детей с удовлетворительным значением объема памяти и детей, получивших 1 балл (худший результат) 19,1±6,1 против 4,9±3,4.

Результаты анкетирования учащихся свидетельствуют о том, что среди детей, обучающихся по образовательной системе «УниК», значимо меньше тех, у кого продолжительность приготовления домашних заданий занимает более 1,5 часов: 15,2±5,3 против 37,0±7,1%, р<0,05.

Заключение. Гигиеническая оценка образовательной системы «УниК» показала, что более интенсивная организация учебной деятельности учащихся и опережающий («нелинейный») темп изучения программного материала с использованием специально подобранных заданий, мультимедийного способа подачи информации, выполнения мероприятий, направленных на профилактику утомления, и др. не сопровождаются у учащихся начальных классов более выраженным утомлением, чем у их традиционно обучающихся сверстников; не происходит и ухудшения показателей их физического развития и функциональных возможностей. Преимущество системы «УниК» проявилось, главным образом, в более высоком уровне психологического комфорта школьников и в сокращении продолжительности приготовления домашних заданий. Недостаточно выраженный эффект в снижении утомительности учебного процесса мы связываем с нерегулярным и с неполным объемом выполнения профилактических мероприятий, предусмотренных системой «УниК».

Литература:

1. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: Научный центр здоровья детей; 2009; 127.

2. Сухарева Л.М, Намазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс.//Российский педиатрический журнал. 2013; 4: 48-53.

3. Сухарева Л.М. Актуальные проблемы гигиены и охраны здоровья детей и подростков в развитии научной платформы «Профилактическая среда».//Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; 3: 10-16.

4.Степанова М.И. Сазанюк З.И., Поленова М.А., Седова А.С., Александрова И.Э., Лашнева И.П., Шумкова Т.В., Уланова С.А. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения.// Российский педиатрический журнал. 2011; 3: 46- 48.

5. Зайцева Е.С. Особенности состояния здоровья младших школьников при разных стилях преподавания // Школа здоровья. 2011; 4: 12-14;

6. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков.//Здоровье населения и среда обитания. 2002; 2:1-4;

7.Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. Педагогическая технология как способ профилактики утомления учащихся. //Здоровье населения и среде обитания. 2012; 3:10-12.

8. Сетко Н.П., Булычёва Е.В., Бейлина Е.Б. Функциональное состояние организма младших школьников при разных формах организации учебного дня. //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 1: 18-21.

9. Храмцов П. И., Баканов И. М. Влияние разных режимов двигательной активности на физическую работоспособность младших школьников.//Здоровье населения и среда обитания. 2007, 2: 7-8.

10.Уланова С.А. Здоровьесберегающие возможности обучения детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды.//Актуальные проблемы педиатрии: Материалы XII Конгресса педиатров России (Москва, 19–22 февраля 2008). – Москва, 2008. – С. 74–79.

11. Behrenbeck U., Lerman E., Stark S. Back care education in elementary schools of Frankfurt/Main: Abstracts of 14th Congress of The European Union for School and University Health and Medicine, 2007, Tampere, Finland. – p. 43

12. Physical activity and sedentary lifestyle among children from private and public schools in Nothern Brazil // Revista de Saude Publica. 2010. Vol. 44, N 6.

13. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. //Вестник Российской академии медицинских наук. 2012; 12: 35-40.

14. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков.//Здоровье населения и среда обитания. 2013; 8(245): 9–12.

15. Кучма В.Р.,Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Детков В.Ю., Федотов Д.М. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников.//Гигиена и санитария, 2013; 5: 91-94.

References:

1. Kuchma V.R., Suhareva L.M., Stepanova M.I. Gigienicheskie problemy shkol'nyh innovacij. M.: Nauchnyj centr zdorov'ya detej; 2009; 127.

2. Suhareva L.M, Namazova-Baranova L.S., Rapoport I.K. Zabolevaemost' moskovskih shkol'nikov v dinamike obucheniya s pervogo po devyatyj klass.//Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2013; 4: 48-53.

3. Suhareva L.M. Aktual'nye problemy gigieny i ohrany zdorov'ya detej i podrostkov v razvitii nauchnoj platformy «Profilakticheskaya sreda».//Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. 2015; 3: 10-16.

4. Stepanova M.I. Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Sedova A.S., Aleksandrova I.EH., Lashneva I.P., SHumkova T.V., Ulanova S.A. Profilaktika narushenij zdorov'ya shkol'nikov v processe obucheniya.// Rossijskij pediatricheskij zhurnal. 2011; 3: 46- 48.

5. Zajceva E.S. Osobennosti sostoyaniya zdorov'ya mladshih shkol'nikov pri raznyh stilyah prepodavaniya // SHkola zdorov'ya. 2011; 4: 12-14.

Kuchma V.R., Stepanova M.I. Sovremennye gigienicheskie podhody k ocenke vliyaniya obrazovatel'nyh tekhnologij na zdorov'e detej i podrostkov.//Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2002; 2:1-4;

7. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Lashneva I.P., Berezina N.O. Pedagogicheskaya tekhnologiya kak sposob profilaktiki utomleniya uchashchihsya. //Zdorov'e naseleniya i srede obitaniya. 2012; 3:10-12.

8. Setko N.P., Bulychyova E.V., Bejlina E.B. Funkcional'noe sostoyanie organizma mladshih shkol'nikov pri raznyh formah organizacii uchebnogo dnya. //Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. 2013; 1: 18-21.

9. Hramcov P. I., Bakanov I. M. Vliyanie raznyh rezhimov dvigatel'noj aktivnosti na fizicheskuyu rabotosposobnost' mladshih shkol'nikov.//Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2007, 2: 7-8.

10. Ulanova S.A. Zdorov'esberegayushchie vozmozhnosti obucheniya detej v usloviyah aktivnoj sensorno-razvivayushchej sredy.//Aktual'nye problemy pediatrii: Materialy XII Kongressa pediatrov Rossii (Moskva, 19–22 fevralya 2008). – Moskva, 2008. – S. 74–79.

11. Behrenbeck U., Lerman E., Stark S. Back care education in elementary schools of Frankfurt/Main: Abstracts of 14th Congress of The European Union for School and University Health and Medicine, 2007, Tampere, Finland. – p. 43

12. Physical activity and sedentary lifestyle among children from private and public schools in Nothern Brazil // Revista de Saude Publica. 2010. Vol. 44, N 6.

13. Baranov A.A., Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina O.YU., Bokareva N.A. Osnovnye zakonomernosti morfofunkcional'nogo razvitiya detej i podrostkov v sovremennyh usloviyah. //Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2012; 12: 35-40.

14. Skoblina N.A., Kuchma V.R., Milushkina O.YU., Bokareva N.A. Sovremennye tendencii fizicheskogo razvitiya detej i podrostkov.//Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2013; 8(245): 9–12.

15. Kuchma V.R.,Milushkina O.Yu., Bokareva N.A., Detkov V.Yu., Fedotov D.M. Gigienicheskaya ocenka vliyaniya sredovyh faktorov na funkcional'nye pokazateli shkol'nikov.//Gigiena i sanitariya, 2013; 5: 91-94.


Сведения об авторах:

1.Степанова Марина Исааковна (Stepanova M.I.) – д.м.н., профессор, зав. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, Москва, Россия, mi_stepanova@mail.ru

2. Лашнева Ирина Павловна (Lashneva I.P.)- канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков, iplash@mail.ru

3. Березина Надежда Олеговна (Berezina N.O.) - к.м.н., с.н.с. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков, nadberezina@mail.ru

4. Шумкова Татьяна Владимировна (Shumkova T.V.) - к.м.н., с.н.с. лаб. комплексных проблем гигиены детей и подростков, shumkova_tv@mail.ru

Контактная информация:

Степанова Марина Исааковна,

е-mail: mi_stepanova@mail.ru

Contact informaitional: Marina Stepanova, E-mail:mi_stepanova@mail.ru


Возврат к списку


Методическая система В. И. Жохова © 2018.