Письмо об итогах 3 четверти 2018 г. Серебряков ВЛ. Чебоксары

Здравствуйте, уважаемый Владимир Иванович!

Подходит к концу учебный год, а ощущение у меня, как у учителя, такое, будто прожита целая отдельная жизнь, такая насыщенная и яркая, наполненная праздничными воспоминаниями, которыми очень хочется поделиться с Вами.

На этой неделе был у меня настоящий праздничный день. Сын, который учится в моём классе по Вашей замечательной методике, по пути в школу сам впервые попросил и сам же решил в уме пример на умножение трёхзначного числа на однозначное, хотя мы это ещё не изучали. Ему так понравилось, что он стал просить ещё и ещё, получая истинное наслаждение от правильно получаемых ответов. В классе меня ждал сюрприз. На уроке математики две слабенькие девочки наконец-то поняли принцип умножения в столбик двузначного числа на однозначное, при этом удивившись, насколько это просто. Не успел закончиться урок, как все дети привычно подбежали ко мне за домашней работой. Но в этот раз не положили их в портфели, а решили сдвинуть парты, чтобы всем вместе сесть рядом друг с другом и сделать всю «домашку» в классе. Не прошло и десяти минут,  как несколько детей выполнили все 30 заданий, а остальные с довольным видом забрали решать оставшееся домой. Но на этом чудеса не закончились. На уроке Русского языка - очередной успех. Писали текст песни «Мы едем, едем, едем» на слух. Это была очень трудная работа, большой текст. Но с каким удовольствием дети всё написали! Затем зазвучала песня и впервые все-все в классе встали в один общий хоровод. Вот такая у нас весёлая четвертая четверть.

Про первую и вторую четверть я уже Вам писал ранее, теперь хочется поделиться тем, что именно происходило в третьей четверти. На зимних каникулах дети при встрече со мной искренне негодовали:
«Надоели каникулы, в школу хочу!»
«Почему в школу только 11-го января, я же забыть всё могу!»
«Я готова пойти в школу хоть сегодня!»
«Почему каникулы такие длинные? Не хочу больше на каникулы!»

И вот, затяжные каникулы закончились. Дети пришли заметно изменившиеся, более взрослые, более уравновешенные, более самостоятельные. Они и сами это заметили, восклицая на уроках:
«У нас класс какой-то необычный стал. Все дружат!»
"Что со мной после каникул? У меня всё получаться начинает!"
"Ещё! Хочу ещё!" - чуть ли не кричала 6-летняя девочка, которая после уроков просила придумывать для неё примеры на сложение и вычитание. И, главное, решала!
"Ещё! Ещё хочу!" - бегала за мной другая 6-летняя девочка на переменах и выпрашивала придумывать для неё примеры. И тоже решала! Причём за один присест примеров 30. И откуда у этих девочек такая прыть?
Девочки, кстати, почему-то очень любят глаголы. Постоянно спрашивают: «А сегодня глаголы на уроке будут?». Это даже родители отмечают.

О мальчиках и говорить нечего – все материалы усваивают с первого раза, решают в разы быстрее девочек, постоянно бегают им помогать, и очень расстраиваются, что урок заканчивается так быстро. Обожают наши мальчишки большие числа. Если надо привести пример умножения на ноль, то им надо обязательно умножить на ноль миллиарды и миллионы! Если надо прочитать числа с экрана, то они очень недовольны, если нет миллионов!

Самым волнительным в третьей четверти для меня был день, когда мы начали осваивать таблицу умножения. Урок был ярким и запоминающимся. Объяснял новую тему, словно дирижёр, эмоционально, возвышенно, удивлённо, постоянно восхищаясь умнеющими на глазах детьми и размахивая указкой вдоль экрана. Дети подхватили мой вдохновлённый  настрой и сыграли замечательную "пьесу", хором находя ответы на примеры с умножением впервые в своей жизни! Видимо, именно поэтому некоторые дети сказали в конце урока: "Какая легкотня это ваше умножение!". Чего и добивался! Никакого испуга, волнения или напряжения при изучении новой темы. Хотя новая ли она была для детей? Ведь ещё с сентября мы изучали числовые ряды и вычисляли сумму повторяющихся чисел, а это значит, что таблицу умножения (выраженную через сумму чисел) первоклашки уже давно знали и поэтому так легко ухватили её суть.

И вообще в 1 классе нужно больше внимания обращать на суть, а не на оформление. Передо мной сейчас на столе лежат листки с домашними заданиями, выполненными сыном до и после Нового года. На первом листке им сделано множество помарок, каких-то вспомогательных записей, галочек и чёрточек, каких-то одному ему понятных стрелок, где-то зачёркнуто, где-то обведено. И будто бы всё выполнено неряшливо, грязно. Но ведь сделано-то без ошибок! Я вообще за эти месяцы ни разу не обратил внимания на кажущуюся неаккуратность сына. Что было бы, если бы я хоть один раз упрекнул его за помарки, за неклассическое написание цифр, букв? Очевидно, интерес к выполнению «домашек» у него пропал бы, как у некоторых детей в нашем классе. А так, как интерес у него не пропал, то на другом  листочке после Нового года видно уже более аккуратное выполнение, появившееся само собой, без каких-либо усилий с моей стороны.

Пошли благодарственные отклики от родителей. "Это удивительно, наша дочь так быстро считать начала!" - не могла как-то утром успокоиться от нахлынувших эмоций бабушка нашей первоклашки. Она показала решённую «домашку» с примерами на умножение родителям этой девочки, а те не сразу поверили, что девочка сама сумела всё это решить. Я эту девочку так нахваливал при всех, что после урока математики некоторые дети попросили дать им по 2-3 «домашки» и тут же на перемене всё решили.

Другая родительница написала в Viber’е о том, что её девочка "очень старательна, ей нравится учиться. Спасибо за прекрасный старт! Лучшего мы и желать не могли! Мы каждый день удивляемся её новым,очень разнообразным знаниям! Её умению работать с разными источниками информации и стремлению узнать ещё больше! Отдельное спасибо за музыку! Она знает большое количество композиторов и их произведений! Спасибо за её любовь к учёбе и за Ваш труд!!!"

Благодарят меня, а я понимаю, что это и Ваша заслуга, и заслуга тех учительниц, которые делятся своим опытом в нашем общем учительском чате, который можно считать сетевым общероссийским методическим объединением, где  отвечают на насущные вопросы, высылают по просьбе материалы. У меня-то опыта работы в начальной школе до этого не было, поэтому все Ваши еженедельные сопроводительные вебинары и советы опытных учительниц для меня просто бесценны.

Главное правило, которого стараюсь придерживаться – любой шажок от методики в сторону означает, что что-то будет недоделано, где-то будет потеряно, и поэтому нужно делать всё так, как сказано в методике. И тогда появятся хорошие результаты. Ближе к концу учебного года эти требуемые результаты становятся очевиднее и весьма меня впечатляют.

Например, я и не предполагал, что в первом классе дети с лёгкостью могут научиться пользоваться словарями. Это очень важный навык, ведь вокруг столько непонятных для детей слов, которые и взрослые-то не всегда могут им объяснить. А что нужно для того, чтобы первоклашка, открыв словарь, понял не только то, что именно и где искать, а ещё понял написанное, в том числе и сокращения в тексте (например, "-ая", "м.р." , "сущ." и т.п.)? Нужно к концу первого класса:
1. Выучить алфавит
2. Научиться читать
3. Уметь выделять в слове морфемы и правильно ставить ударения
4. Знать части речи (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги, наречия)
5. Определять мужской, женский, средний и общий роды
6. Знать все падежи, помнить вопросы к ним и уметь склонять слова
7. Разбираться во временах, совершенных и несовершенных формах глаголов
8. Понимать, что такое синонимы, антонимы, этимология слова
9. Знать виды словарей и не только иметь перед собой на уроках, но и при вместе с учителем постоянно заглядывать в них при выполнении упражнений. И ещё, и ещё, и ещё...
Может появиться вопрос: а не слишком ли много для первого класса? По опыту своему вижу, что нет. Дети легко воспринимают материалы. И если реально готовить детей к самостоятельности в работе с информацией после первого класса, то получается самое то!

Как-то на уроке Русского языка дети по своей инициативе взяли со стола «Толковый словарь Ожегова», все вместе собрались в кучу, сами вместе нашли слово "самолёт", о котором я в этот момент рассказывал, нашли знак ударения, увидели окончание в родительном падеже, нашли род этого слова, прочитали значение этого слова и довольные-довольные разошлись по местам. Вот так я понял, что теперь пользоваться словарями дома они смогут самостоятельно, и эта цель обучения в 1-м классе достигнута.

А ведь есть и другие цели. Например, сохранить и улучшить здоровье детей. Всё яснее становятся принципы здоровьесбережения методики. Например, если знать закономерности развития шестилетних детей, то получается, что:
- если пытаться сразу добиваться идеального почерка у детей с помощью прописей и тетрадей в узкую линейку с косыми направляющими, то это будет принуждением детей к подключению дополнительных мышц кисти, руки и спины в силу изначальной неспособности ребёнка писать идеально только мышцами пальцев (недаром у моего сына после садика, где его «учили» писать, был писчий спазм, от которого еле-еле избавились);
- если же добиваться прежде всего быстрого и легкого письма, правильного держания карандаша, правильного нажима и письма только пальцами, то ребёнок будет писать, хоть и неидеально, но настолько, насколько способны его мышцы пальцев и кисти без задействования ненужных для этого мышц, а значит и без неизбежного искривления позвоночника.

Признаюсь, меня иногда охватывало беспокойство по поводу нашего "нестандартного" почерка детей в тетрадях в широкую линейку без косых направляющих. Я не раз задавался вопросом: что считать хорошим письмом? И понимал, что в случае стандартных школьных прописей можно научить детей писать медленно, красиво, но с перенапряжением.  В классе я видел, как девочки, наученные писать медленно и "красиво" до школы, теперь во время уроков самого начала очень мучились болями в пальцах, в кистях, в руке и в спине вплоть до конца первого класса, с трудом переучиваются правильно сидеть и правильно держать ручку. Как я из-за этого переживал! Слава Богу, еле-еле к 4 четверти они начали более или менее писать легко и без перенапряжения. В части требований к письму изначально говорится, что почерк у детей, особенно у мальчиков, должен установиться только к 3-му классу, когда начнётся активное развитие отвечающих за это соответствующих долей головного мозга. Планомерно к этому движемся, замечая, что день ото дня контроль почерка у детей становится всё лучше и лучше.

Закончилась 3-я четверть. После неё были очередные каникулы, по возвращению с которых дети в очередной раз возмущались:
"Какие же это были длинные и нудные каникулы!"
"Мы что, летом так же, но уже три месяца не увидимся? О, ужас."

Зато как они обнимались друг с другом! С каким интересом расспрашивали друг друга о жизни. Вот оно – счастье человеческих отношений! А первое, что с утра на уроке захотели сделать дети - это подкорректировать старые и разработать новые законы класса. Вот так дети ещё заметнее повзрослели, стали ещё более самостоятельными. Одна девочка в столовой искренне призналась, что заметила, как изменилась за эти месяцы в лучшую сторону: "Я", - говорит, - "раньше за другими людьми плохие вещи повторяла, говорила плохие слова. А теперь я подобрела, у меня собственное мнение есть.". Чудо-девочка! И лицо стало у неё добрее, приятнее, счастливее. Да и вообще все дети хорошеют день ото дня.

Я думал, что писать они после каникул не сразу захотят. Ещё как захотели!  Одна девочка только в четвёртой четверти стала писать быстро, без перенапряжения, как и полагается, хотя раньше едва-едва с болью в кисти успевала вывести одну-две буквы, пока другие уже написали слово. Другая девочка сказала, что хотела бы переписать все слова с экрана во время урока, но я слишком быстро переключаю слайды. Мальчик сказал, что готов переписать хоть всю "Каштанку". Любовь к письму у детей радует. Это тоже одна из целей методики, которую получается достигнуть.

За эти месяцы я сделал очень важное наблюдение. Те, кто лучше высыпается, те лучше и учатся. В интернете рекомендовали почитать "Настольную книгу учителя начальной школы" 1950-го года выпуска, в которой я обнаружил, что:
- ребёнок 1-го класса должен спать 12 часов в сутки;
- ребёнок 2-4-го классов должен спать 11 часов в сутки.

Это для меня, как для родителя, стало настоящим открытием. Мне стало понятно, почему сын на уроках иногда вёл себя возбуждённо, нервно, а некоторые дети иногда жаловались на неважное самочувствие. Элементарно – они просто в этот день приходили в школу, не высыпаясь, не отдохнувши. А ведь я сам полагал, что сыну достаточно лечь спать в 20.00, или на крайний случай в 21.00. Ан нет. Последовав за рекомендациями, я получил прямое подтверждение, что укладывать спать надо в 19.00 и тогда ребёнок ведёт себя в классе очень хорошо, материалы воспринимает великолепно, всё решает быстро. Несколько высыпающихся детей теперь решают примеры на умножение сотен и тысяч уже настолько быстро, что я за ними иногда не поспеваю.

Впереди остаётся чуть больше месяца учёбы, а там деление, дроби, степени… но я уже не беспокоюсь – всё освоим!

Девочки, как и мальчики, хорошеют не по дням, а по часам. Мальчики приглашают девочек на вальс, как только на уроке начинает звучать песня, например, "Прекрасное далёко". Девочки с удовольствием ухаживают за мальчиками и в классе, и в столовой. Уроки математики – прекрасны! Уроки Русского языка – великолепны! Уроки Риторики – потрясающи! Впереди – второй класс!

С глубоким уважением и искренней благодарностью,
Серебряков Владимир Леонидович.




				

Методическая система В. И. Жохова © 2018.