❓Как дети относятся к учителю?
Юлия Гринева: Я замечала на общешкольных мероприятиях – что выделяет наших детей. Во-первых, есть ощущение, что они чуть выше ростом. И ведут себя немного иначе: например, в актовом зале рассаживаются классы и когда рядом нет их учителя, дети будут скакать и прыгать, а когда учитель рядом и смотрит них смотрит – в глазах появляется страх, они сидят, как мышки… У наших детей отношение к учителю иное – они его не боятся, а слышат.
Иван Котляр: Много раз замечал, как интерес, который возник в школе, ребенок «приносит» домой. Однажды Вова пришел домой и сразу полез в морозилку – проверять, какая вода застынет быстрее – соленая или пресная. Учитель что-то интересное рассказал – дома ребенок продолжает об том думать. Елена Олеговна во второй половине года позвала его принять участие в конференции, выбрали тему – «Отрицательные числа». Что ответил бы «нормальный» школьник на предложение учителя? «Готовиться месяц к тому, что не нужно по программе? Не-не-не!». Вова де принял предложение учителя и начал собирал материал – примеры использования отрицательных чисел. Находил иллюстрации, сохранял в папочку, готовился, делал вместе со мной презентацию, репетировал выступление. И… оказался победителем в одной из номинации. Он был абсолютно рад и счастлив этой победе, потому что обошел ребят, которые старше.
❓ Что для вашего ребенка самое ценное в школе?
Иван Котляр: Прежде всего – общение со сверстниками. При этом я уверен, что общение помогает познавать Жоховскую программу – в этом, как мне кажется, мастерство учителя.
❓А для вас, как для родителя?
Иван Котляр: Вспоминая свои школьные годы, я понимал, как легко можно отбить у ребенка любое желание учиться одним только подходом к обучению: неоправданной строгостью, переписыванием по многу раз со слезами упражнений по чистописанию…
Для меня ценно, что ребенок, который по моим представлениям должен быть заскучать в школе, очень ее любит.
Юлия Гринева: Мы с мужем много раз это обсуждали: почему нам ТАК не объясняли материал в школе? Вся программа у нашего сына – интересная. Взять, к примеру, таблицу умножения – они учились умножать сначала на пальцах, а уже потом выучили наизусть. Нам это запрещали, нужно было зубрить, зубрить и зубрить. Зачем? Это же проще с точки зрения визуализации, когда ты загнул пальчики, сначала посчитал, а потом запомнил! Еще у моего ребенка никогда не было страха совершить ошибку.
Ошибся – стер с маркерной доски и написал правильный ответ. Все! Никто не ругает, не наказывает за это, не выговаривает публично – «ай-яй-яй, посмотри сколько у тебя тут ошибок».
Елена Олеговна учит нас – родителей – отмечать не ошибки, а достижения и успехи. Если все буквы написаны криво, а одна хорошо – заметить и похвалить нужно именно за это!
Для меня ценно, что у детей развивается логическое мышление. Это основа основ – то, что позволить им потом в принципе ориентироваться в жизненных ситуациях. Что у них высокий соревновательный потенциал – они соревнуются и друг с другом, и с самими собой: сегодня я 10 примеров решил за 8 минут, а завтра – 12, потом 18. Хороший результат? Сокращаем время – теперь решаем те же примеры за 5 минут и постепенно улучшаем свой результат. Вот это для меня показатель, что ребенок продвигается, а вовсе не оценки. И для него тоже!