Первый жоховский класс глазами родителей
У родителей первоклассников, особенно у тех, кто отдает в школу первого ребенка, много вопросов и опасений – как пройдет адаптация, сложатся ли дружеские взаимоотношения с одноклассниками, будет ли ребенок успевать и хорошо учиться.

Мы поговорили с Юлией Гриневой и Иваном Котляром – родителями, чьи сыновья – Владимир и Даниил в прошлом году окончили первый класс по программе Жохова в Красноярке и задали им вопросы, которые волнуют многих мам и пап.

Первый жоховский класс Елены Олеговны Смирновой в МБОУ «Средняя школа №4» г.Красноярска. 2023/24 учебный год

«Школа – любимое место на земле для моего ребенка»
Что вы знали о программе Жохова перед началом учебы? Как выбрали именно этот класс?

Иван Котляр: До появления в школе мы не знали ничего о Жоховской методике, для нас это было открытием. В класс мы попали совершенно случайно – сначала пришли записываться в школу по прописке и нам категорически там не понравилось: внутри обычной государственной школы были открыты коммерческие классы, куда отбирали детей, так скажем, «особых родителей». Причем отбирали не по способностям, а по статусу. Мы отправились в другую школу, которая оказалась даже ближе к дому. И сейчас это любимое место на земле для нашего сына. В школе нас предупредили, что есть несколько свободных мест в классе, который будет обучаться по экспериментальной программе. Я всегда «за» эксперименты, поэтому задал несколько вопросов и довольно быстро согласился. Тогда я узнал, что программа Жохова – интенсивная, при этому она позволяет учиться с интересом и «впитывать» знания. Что у детей достаточно много свободы. Но подробнее познакомился с методикой уже когда сын начал учиться.
Юлия Гринева:Мы были знакомы с будущей учительницей Еленой Олеговной Смирновой, поскольку наши дети ходили в один садик. Она рассказала мне, что берет первый класс по Жоховской системе, дала ссылки на информацию о ней, отправила видео, я всё изучила и приняла решение.

❓Как вы оцениваете подготовку к школе ваших первоклассников?

Иван Котляр: Перед поступлением в школу Вова уже умел читать и немного писать, знал таблицу умножения. Не то, чтобы мы специально его готовили, просто сын – любознательный мальчишка, очень хорошо все запоминает, ему все интересно и у нас были опасения, что в первом классе он может заскучать, поскольку всегда готов «бежать впереди паровоза».

Сын Ивана – Владимир

Юлия Гринева: В школу сын пошел пошел читающим. Правда он читал, не очень понимая смысл текста – механически. В школе довольно быстро набрал темп и научился не просто прочитывать, но и обдумывать текст. Он не раз рассказывал, как на уроках они обсуждают прочитанное в классе и я поняла, что произведение в этом случае раскрывается для детей всеми гранями. То есть не просто прочли и поставили «галочку», а прочувствовали книгу.

❓Как вы оцениваете подготовку к школе ваших первоклассников?

Иван Котляр: Перед поступлением в школу Вова уже умел читать и немного писать, знал таблицу умножения. Не то, чтобы мы специально его готовили, просто сын – любознательный мальчишка, очень хорошо все запоминает, ему все интересно и у нас были опасения, что в первом классе он может заскучать, поскольку всегда готов «бежать впереди паровоза».
Юлия Гринева: В школу сын пошел пошел читающим. Правда он читал, не очень понимая смысл текста – механически. В школе довольно быстро набрал темп и научился не просто прочитывать, но и обдумывать текст. Он не раз рассказывал, как на уроках они обсуждают прочитанное в классе и я поняла, что произведение в этом случае раскрывается для детей всеми гранями. То есть не просто прочли и поставили «галочку», а прочувствовали книгу.

Юлия Гринева, мама Даниила

❓Как прошла адаптация в школе?

Иван Котляр: Поскольку перед школой мы с семьей часто переезжали и сменили много садиков, с адаптацией в новом коллективе не было проблем. В первый месяц учебы мне нравилось, что в классе не фокусируются на на каких-то второстепенных вопросах – подсчете клеточек при письме, строгих правилах и тому подобное… Главное тут – знания, интерес ребенка, его продвижение. Не так важно – красиво ли записан ответ, лишь бы было понятно и решено правильно.

Юлия Гринева: Я всегда думала, что мой сын очень стеснительный, боится задать вопрос взрослым, стесняется громко петь вслух, выступать… Его поведение в первый месяц учебы стало для меня большим открытием.


Оказалось, что Даниил НЕ стеснительный и НЕ замкнутый. Он спокойно общался со взрослыми, задавал вопросы, если ему что-то было нужно или интересно, в целом в школе он стал активнее, позитивнее, шустрее. Ни разу не заметила, что ему было тяжело.

❓Расскажите про первое родительское собрание

Иван Котляр: Это было в октябре. Я тогда своими глазами смог увидеть ту самую разницу в подходе к обучению по сравнению с обычной школой. Увидел как проходят уроки и убедился, что на дисциплину так называется «свобода» в жоховском классе (когда дети могут вставать и ходить во время урока по классу) никак не влияет, и даже наоборот. Еще более информативным было второе собрание – ближе к новогодним каникулам, когда мы уже смогли увидеть результаты полугодия. Как я уже говорил, сын изначально опережал немного других ребят в классе, но интерес он не растерял, не перестал заниматься. Я увидел, что многие ученики тоже заметно подтянулись, что они по программе делают уже довольно сложные вещи – решают уравнения, например.

Я помню, что Елена Олеговна спрашивала родителей – не устают ли дети, часто ли просят помощи с уроками, не ощущаем ли мы, что дети перегружены... Родители отвечали, что все в порядке и в основном дети стараются успевать сами, переутомления нет. И тогда она рассказала, что оказывается за первое полугодие по программе Жохова дети практически завершили программу первого класса! Это, конечно, было для всех открытием!

Юлия Гринева: Я помню, на собрании меня удивило, что они считают не 2+2, а уже более сложные примеры. Что они быстро прошли весь алфавит и начали писать. Сравнивала с детьми друзей, которые учатся в других школах – те не прошли и десятой части того, что уже знали наши дети. И это без напряжения и переутомления. Я помню, что в конце первого полугодия сын очень хорошо считал устно. Однажды он очень радостный пришел из школы и сказал, что они решали много-много примеров и у него всего три ошибки и то потому, что он где-то перепутал плюс и минус. Перед Новым годом проходило какое-то общешкольное мероприятие, типа математической эстафеты для начальной школы. Дети нашего класса бегали от станции к станции, решали задачки и восклицали: «Ну это же все элементарно! Легкотня!». В итоге им сказали: «Пожалуйста, давайте дадим шанс еще кому-то из параллели первых классов решить задачи, а то дети не успевают отвечать и расстраиваются». Наших, конечно, переполняла гордость!
❓ Делали ли вы с детьми домашнее задание?

Иван Котляр: Иногда – примерно раз в неделю ему нужна моя помощь, но не с вычислениями, а с тем, чтобы понять формулировку задачи. Иногда мне самому не просто с этим разобраться.

Юлия Гринева:Да, но только когда он сам об этом просит, не в рамках контроля.

❓Дети любят читать? Есть ли у них дома персональная книжная полка?

Иван Котляр: У нас мама филолог, поэтому без вариантов – книжная полка была и есть. Вова он очень эмоциональный читатель – может заплакать над грустным моментом в книге. Так было не раз – когда читал «Каштанку» и какую-то книгу о войне. Вообще меня И поражает его самостоятельность в выборе книг – летом он сам ходил в библиотеку, выбирал что взять на каникулы. Я понимаю, что здесь не только наша заслуга, жоховская программа эту свободу и осознанность поддерживает. Воспитывает желание смотреть на мир шире, чем это предусмотрено школьной программой.

Юлия Гринева:У Даниила изначально была такая полка, он очень любит читать и дома обширная библиотека. На персональную полку в первом классе добавились книги, которые они читали в школе – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конёк-горбунок», «Каштанка».
«В классе такой принцип: важно не только самому овладеть знаниями, но и помочь товарищу»
❓У вас дружный класс?

Иван Котляр: За 40 минут до начала уроков сын бежит в школу, потому что там много дел и еще до звонка нужно пообщаться с друзьями… И после уроков детей не увести, они постоянно «залипают» в школе… У нас мультинациональное комьюнити – в классе есть киргизы, армянин, таджик. Все с разным уровнем подготовки. Лучший друг сына – Тэмирлан из Киргизии, в первом классе у него были сложности с письмом и чтением.

Я со своей стороны подталкиваю сына к тому, чтобы он помогал товарищу, но и в классе точно такой же подход: важно не только самому овладеть знаниями, но и помогать окружающим, так принято.
На свой день рождения 3 января Вова позвал, кажется, половину своего класса. И все пришли! Они вообще хорошо общаются не группами, а все вместе – у меня в его возрасте точно такого не было. Я дружил с двумя-тремя ребятами, а остальные были «незнакомые одноклассники».

Юлия Гринева: У нас дружный класс, дети друг за друга горой! В первом классе у нас был мальчик, у которого проблемы с поведением. Он остался на второй год, был старше всех и часто обижал других. И дети всегда друг за друга заступались, взаимопомощь у них очень-очень сильно развита. И при этом у обидчику относятся не с агрессией, а с понимание – «да, он такой»…
«Наши дети учителя не боятся, а слышат!»
❓Как дети относятся к учителю?

Юлия Гринева: Я замечала на общешкольных мероприятиях – что выделяет наших детей. Во-первых, есть ощущение, что они чуть выше ростом. И ведут себя немного иначе: например, в актовом зале рассаживаются классы и когда рядом нет их учителя, дети будут скакать и прыгать, а когда учитель рядом и смотрит них смотрит – в глазах появляется страх, они сидят, как мышки… У наших детей отношение к учителю иное – они его не боятся, а слышат.

Иван Котляр: Много раз замечал, как интерес, который возник в школе, ребенок «приносит» домой. Однажды Вова пришел домой и сразу полез в морозилку – проверять, какая вода застынет быстрее – соленая или пресная. Учитель что-то интересное рассказал – дома ребенок продолжает об том думать. Елена Олеговна во второй половине года позвала его принять участие в конференции, выбрали тему – «Отрицательные числа». Что ответил бы «нормальный» школьник на предложение учителя? «Готовиться месяц к тому, что не нужно по программе? Не-не-не!». Вова де принял предложение учителя и начал собирал материал – примеры использования отрицательных чисел. Находил иллюстрации, сохранял в папочку, готовился, делал вместе со мной презентацию, репетировал выступление. И… оказался победителем в одной из номинации. Он был абсолютно рад и счастлив этой победе, потому что обошел ребят, которые старше.

❓ Что для вашего ребенка самое ценное в школе?

Иван Котляр: Прежде всего – общение со сверстниками. При этом я уверен, что общение помогает познавать Жоховскую программу – в этом, как мне кажется, мастерство учителя.

❓А для вас, как для родителя?

Иван Котляр: Вспоминая свои школьные годы, я понимал, как легко можно отбить у ребенка любое желание учиться одним только подходом к обучению: неоправданной строгостью, переписыванием по многу раз со слезами упражнений по чистописанию…

Для меня ценно, что ребенок, который по моим представлениям должен быть заскучать в школе, очень ее любит.

Юлия Гринева: Мы с мужем много раз это обсуждали: почему нам ТАК не объясняли материал в школе? Вся программа у нашего сына – интересная. Взять, к примеру, таблицу умножения – они учились умножать сначала на пальцах, а уже потом выучили наизусть. Нам это запрещали, нужно было зубрить, зубрить и зубрить. Зачем? Это же проще с точки зрения визуализации, когда ты загнул пальчики, сначала посчитал, а потом запомнил! Еще у моего ребенка никогда не было страха совершить ошибку.

Ошибся – стер с маркерной доски и написал правильный ответ. Все! Никто не ругает, не наказывает за это, не выговаривает публично – «ай-яй-яй, посмотри сколько у тебя тут ошибок».

Елена Олеговна учит нас – родителей – отмечать не ошибки, а достижения и успехи. Если все буквы написаны криво, а одна хорошо – заметить и похвалить нужно именно за это!

Для меня ценно, что у детей развивается логическое мышление. Это основа основ – то, что позволить им потом в принципе ориентироваться в жизненных ситуациях. Что у них высокий соревновательный потенциал – они соревнуются и друг с другом, и с самими собой: сегодня я 10 примеров решил за 8 минут, а завтра – 12, потом 18. Хороший результат? Сокращаем время – теперь решаем те же примеры за 5 минут и постепенно улучшаем свой результат. Вот это для меня показатель, что ребенок продвигается, а вовсе не оценки. И для него тоже!
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ