Как подключиться к системе
Контакты
Юридическая информация
Как происходит адаптация жоховских учеников в средней и старшей школе?
Шестой жоховский класс школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов в Орехово-Зуево со своим новым классным руководителем средней школы Ириной Евгеньевной Хромовой. Эти ребята “шагнули” из четвертого класса сразу в шестой.
Юлия Сергеевна Шардакова, жоховский педагог с опытом 8 лет. г.Пушкин:

– Из-за разницы подходов к обучению в обычной школе и в жоховском классе, есть сложности при переходе в 5 класс. Но они решаемы! Еще в третьем классе я начала готовиться к средней школе. Например, приглашала учителей-предметников познакомиться с моими учениками. Проводила открытые уроки для учителей, которые планировали взять 5 класс (и вообще для всех желающих), чтобы познакомить с Методикой Жохова, показать, как дети умеют работать, в каком темпе проходят уроки.

Кроме того, класс был очень активным, мы с ребятами участвовали во многих общешкольных мероприятиях и поэтому всегда были «на виду».

То, что отмечали учителя средней школы, когда знакомились с классом: дети очень открытые, инициативные, вовлеченные, не боятся открыто и аргументированно высказывать свое мнение, умеют организовать себя и одноклассников. Они стараются с каждым учителем установить эмоциональный контакт и если педагог идет на это, все получается.

Работать с таким классом интересно заинтересованным и творческим педагогам. Тем же, кто привык идти строго «по учебнику» – сложно.

Есть моменты, о которых необходимо договариваться заранее. Например, в жоховском классе дети могут не спрашивать разрешение для того, чтобы выйти из класса. Это не имеет отношение к нарушению дисциплины, дети действуют так, как мы об этом договорились и как они привыкли: спокойно встают, выходят и возвращаются на свое место, не поднимая руку и отвлекая учителя. Обычно мы обговариваем подобные моменты с коллегами и это не становится большой проблемой.

Надежда Ивановна Индейкина, жоховский педагог с опытом 8 лет, представитель Методической системы Жохова в Санкт-Петербурге:

Надежда Ивановна Индейкина с учеников своего класса
– У наших детей более высокий образовательный запрос: поскольку мы учимся с заметным опережением программы, дети любят и хотят выполнять более сложные задания. Проблемы могут возникать, если в средней школе учителя не будут принимать это во внимание и не захотят перестраивать свой подход под сильный класс.

Чтобы этого не случилось нужна заблаговременная работа администрации: поиск для этого класса нескольких педагогов средней школы и их адаптиция к социальному и образовательному уровню детей. Да, да, именно так – работат по адаптации УЧИТЕЛЯ к уровню учеников.

Сергей Александрович Бондарев с учителями и учениками Гимназии Петра Первого (г.Мытищи)
Сергей Александрович Бондарев, директор «Центра развития образования им.И.Г.Песталоцци», опыт в Системе Жохова – 10 лет:

– У жоховских учеников проблемы с адаптацией в 5-м классе нет, но есть проблема у учителей средней школы. Почему?

Учителя привыкли управлять классом при помощи голоса и права разрешать, либо запрещать. В жоховском классе управление классов базируется на доверительных отношениях педагога и учеников и во многом – на технологиях организации урока.
Имея многолетний опыт организации и поддержки жоховских классов, мы убедились: чтобы адаптация в средней школе прошла успешно, администрации нужно организовать подготовительную работу:

1) в четвертом классе (не позднее декабря-января) согласовать и назначить будущего классного руководителя 5-го класса;

2) найти несколько учителей по основным дисциплинам для 5-го класса, которые также смогут познакомиться с классом заранее (посетить уроки) и спланировать свою работу в соответствии с уровнем знаний и социального развития учеников.

Все это невозможно без поддержки директора и завучей школы – если они открыты к сотрудничеству с учителем и родителями, все получается. Директор московской школы №69 им.Булата Окуджавы Наталья Александровна Тюрина (с нынешнего учебного года она возглавляет московскую школу № 1538), имея 8-летний опыт работы с Методикой, на вопрос коллег по поводу адаптации в средней и старшей школе жоховских учеников, ответила: «В нашей школе это самые сильные классы в каждой параллели». Это и есть результат поддержки и правильного взаимодействия.
Что происходит, если администрация не идет навстречу учителю и родителям и не готовит такой переход? Такие примеры тоже есть.

Некоторые родители принимают решение о том, чтобы перевести ребенка в другую – более сильную школу, чаще всего физико-математическую, поскольку очень многие дети способны успешно пройти вступительные испытания.


Остальные дети продолжают учиться в 5-м классе, проходя «жесткую социализацию» у учителей средней школы в рамках требований традиционного урока и дисциплины. И успешно справляются. Но учитывая, что уроки уже менее интересные и сложные, уровень их успешности по предметам со временем падает по сравнению с потенциалом, заложенным в начальных классах.

Любое новое дело реализуется и развивается только в атмосфере сотрудничества всех участников процесса. Для модели жоховского класса – это сотрудничество учителей, родителей, администрации школы и методистов системы Жохова. У каждой стороны есть свои обязанности по созданию условий для поддержки успешности и высокой социализации учеников.

И тут очень многое зависит от позиции родителей – от того, насколько они будут готовы отстаивать интересы своих детей, помогать им и будущему классному руководителю, поддерживать их в период, когда дети должны шагнуть на новую образовательную ступень.
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
К разделу
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
К разделу
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ