Сценария изначально нет, первый шаг – определяемся с героями. Допустим, в классе нашлось пять снеговиков, три принцессы, четыре рыцаря, дракон, король, несколько снежинок… Задача учителя – подыскать материал, который можно адаптировать под таких героев или придумать оригинальный сценарий вместе с ребятами.
В отличие от традиционного подхода к подобным мероприятиям, здесь задача не раздать роли, выучить, отрепетировать и выйти на сцену, а дать возможность каждому участнику внести свою лепту в создание сценического действа. Не определить самых смелых и раскрепощенных актеров на главные роли, а дать возможность раскрыться каждому. В дальнейшем – с каждым новым театральным представлением, будь то спектакль по прочитанной книге, школьный праздник или выступление для конкурса – ребята будут все больше инициативы по подготовке брать на себя.
👩🏻🏫 Почему театр важен в начальной школе, рассказывает Ольга Викторовна Поддувалкина, жоховский учитель школы №12 с углубленным изучением отдельных предметов в Орехово-Зуево:
💬 Дети, которые занимаются по программе Жохова, очень открыты, инициативны, умеют выражать свои мысли и эмоции, любят погружаться в литературный материал. Потребность ребенка в игровом поведении, способность «входить» в предлагаемые обстоятельства, обусловлены его особым видением мира, желанием проживать многие ситуации в игре.
Когда ребята осваивают театральные средства выразительности, заметно обогащается их словарный запас, формируется культура речи, расширяется интонационный диапазон. Театр развивает фантазию, воображение, память, учит передавать и проживать различные эмоциональные состояния.
Театральные занятия в своем классе я провожу сама. Первые постановки мы с учениками делали по написанному мною сценарию, позже они начали готовить сценарий уже самостоятельно, что очень ценно и важно. В втором классе мои ученики в костюмах сказочных героев самостоятельно проводили для первоклассников музыкальную утреннюю зарядку перед уроками – приходили заранее, выстраивалась целая очередь из желающих выйти перед зрителями в качестве ведущих.
Костюмы для наших выступлений и спектаклей сначала придумывала я, а готовили родители. Сейчас мы вместе с ребятами не только создаем сценарии, но и создаем образ каждого героя, готовим декорации. Чем старше становятся дети, тем больше инициативы берут на себя.
Прочему театральные занятия важны в жоховском классе? Театр – синтетическое искусство, в процессе подготовки необходимо многому научиться. Например, обязательно нужно уметь договариваться. Особенно сложно это при распределении ролей, ведь все хотят быть главным героем, и никто не хочет играть злодея... Но даже если ребенок не получает главную роль, он все равно активно участвует в общей работе – в качестве сценариста, помощника режиссера, художника, декоратора.
Театр отлично развивает творческие способности, формирует коммуникативные качества, влияет на систему ценностей ребенка. Работая в большой группе на общий результат, он осознает свою значимость в коллективе, воспитывает в себе чувство ответственности, учится владеть собой и не бояться публичных выступлений.