«НА УРОКЕ ДЕТИ – ГЛАВНЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
Ирина Геннадьевна Полякова – руководитель проектной группы ГБОУ Школы №1811, она занимается методическим сопровождением учителей, наблюдает, как ученики осваивают предметное содержание, с какими сложностями и трудностями они сталкиваются. В нынешнем учебном году в начальной школе открылся жоховский класс, мы попросили Ирину Геннадьевну поделиться своими наблюдениями о его работе.
Ирина Геннадьевна Полякова
Про первый жоховский класс в школе
Класс по системе В.И.Жохова взяла Ирина Сергеевна Богословская, наш учитель начальных классов. Это была ее инициатива, её выбор: она из тех педагогов, кто с интересом осваивает новое.

Конечно, как только идея об открытии класса возникла, я начала искать информацию о методике В.И.Жохова в открытых источниках. Сомнений было много: поскольку мы говорим о системе, я предполагала увидеть информацию о выступлениях на научно-практических конференциях ее авторов и преподавателей, которые осваивают ее не первый год. К сожалению, полной информации найти не удалось. Но как только я пришла на уроки в класс к Ирине Сергеевне, многие сомнения исчезли.
Особая технология освоения предметного содержания
С моей точки зрения, система Жохова – это особая технология освоения предметного содержания. Мне она очень близка по способу подачи материала. В жоховском классе я увидела коллективно-распределенную деятельность и формирование так называемого «коллективного субъекта» – это очень важно в первом классе с точки зрения психологического возраста детей.

Педагог в классе не стремится добиться от ученика правильного и точного индивидуального ответа. Дети в свободной форме могут высказывать любые свои версии, подтверждать их определенными аргументами (на своем уровне), вступать в диалог с учителем и друг с другом. В ходе общей дискуссии они приходят к какому-то выводу и присваивают его. При этом учитель не спешит исправлять неточности и давать оценки – правильно/неправильно, поэтому дети не боятся высказываться.

Все дети включены в общую работу, которая ведется в очень высоком темпе, при этом они нисколько не устают (и это учитывая повышенный уровень сложности материала). Я думаю, большую роль тут играет принцип природосообразности, который заложен автором в методику: в игровой форме учитель поддерживает здоровую соревновательность, и у детей появляются азарт и мотивация к познанию нового.

Коллективная работа. Часто бывает так, что в классе, когда идет индивидуальная работа, один ребенок ответил хорошо, а другой – слабее. В следующий раз он уже будет насторожен, почувствует себя неуютно, когда учитель вызовет его к доске. В процессе коллективной работы такого не возникает.

Нелинейная подача материала. Вот это тоже очень важно. Концентрическая система, когда предметное обучение предполагает неоднократное повторение одних и тех же тем с их усложнением и расширением, помогает лучше освоить и присвоить содержание.
Неслучайный учитель
Важный момент в работе с методикой Жохова – неслучайный учитель. От него зависит очень многое. Тут важна и энергетика, и темперамент, и профессионализм педагога, который должен владеть содержанием в совершенстве.

Необходимо знание возрастной психологии, умение организовать дискуссию таким образом, чтобы в нужный момент не заполнять собой паузу, а отойти в сторону и дать возможность высказываться детям. Ирина Сергеевна это умеет, у нее на уроке дети – главные действующие лица.
Ирина Сергеевна Богословская на открытом уроке в рамках семинара по Методике В.И.Жохова в Школе №1811
Методика Жохова и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
Более 30 лет лет я работала по системе Даниила Борисовича Эльконина и Василия Васильевича Давыдова еще с тех времен, когда она из лабораторных условий 91-й школы выходила в массовую школьную практику. Знакомясь сейчас с методикой Жохова, я могу сказать, что заложенные в нее методы и приемы тоже формируют у детей навыки учебной деятельности и содержательную рефлексию.

В системе Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова была практика безотметочного обучения вплоть до девятого класса. Потребности в отметках не было ни у детей, ни у родителей. Очень надеюсь, что и у наших младших школьников, которые учатся по жоховской методике, интерес к освоению содержания учебных предметов и мотивация к учебному труду будут на первом месте, а потом уже всё остальное, включая отметки.
Сильная математика
Математика – это прежде всего обучение приемам счета, без этого никуда. В жоховском классе дети считают легко, свободно, очень быстро. Уже сейчас, в третьем триместре учебного года, можно в это убедиться. За короткое время они выполняют действия с двузначными и трехзначными числами, начинают решать задачи. Статистика сдачи ОГЭ, ЕГЭ показывает, что больше всего на экзамене ученики допускают вычислительных ошибок. Я думаю, что в данном классе мы сможем этого избежать, потому что дети владеют приемами счета на высоком уровне.
Фрагмент урока математики в 1 классе. Апрель 2025 г.
Русский язык
Учеников в жоховском классе знакомят с системой языка в целом: звук, буква, слово, предложение. Они различают части речи и могут назвать их признаки, не владея еще терминологией.

Имея этот фундамент, потом они легко будут осваивать понятия русского языка и грамотно писать, обращая внимание на опасные места, где можно совершить ошибку.
Фрагмент урока русского кязыка в 1 классе. Апрель 2025 г.
О будущем жоховского класса
В школе всегда есть проблема и задача – сохранить мотивацию учеников при переходе в основную школу. В первый класс приходят дети, которые очень хотят учиться, им все интересно, они впитывают информацию. В 5-6 классах многие ее теряют – и в силу возрастных особенностей, и по другим причинам.

Главное, на уровне основной школы передать ребят учителям, которые придерживаются тех же принципов и подхода, что использовались в начальной школе: быстрый темп работы, высокий уровень сложности заданий, многократное повторение, задачная форма организации занятий и формирующее оценивание. Такие учителя в нашей школе, к счастью, есть.

Наша школа участвует в городских проектах «Математическая вертикаль» и «Математическая вертикаль плюс» (это программа, которая направлена на формирование знаний и прикладных умений в области математики для развития профессиональных навыков в научной сфере).

Мне кажется, что скорее всего эти ученики Ирины Сергеевны, обучаясь с опережением, пойдут в классы математической или естественнонаучной направленности, потому что уже в начальной школе у них есть опыт решения учебных и проектных задач.