Как подключиться к системе
Контакты
Юридическая информация
«Родителям важно, что дети учатся думать»
Юлия Сергеевна Шардакова – жоховский педагог и учитель начальных классов из Санкт-Петербурга. В 2017 году она начала работать в жоховском классе школы № 500 Пушкинского района в качестве воспитателя второй половины дня.

Сейчас первые ее ученики уже девятиклассники, а у Юлии Сергеевны в этом году – уже второй набор жоховского класса в качестве классного руководителя. Мы поговорили с Юлией Сергеевной о её пути к преподаванию, успехах учеников и о мотивации, которая важна каждому учителю.

1-В класс школы № 500 Пушкинского района с Юлией Сергеевной Шардакова
– Несмотря на то, что у меня первое образование – педагогическое, свой профессиональный путь я начала в юридической сфере. В школу, а точнее – в жоховский класс, который организовывала Светлана Владимировна Савельева, я попала в качестве активного родителя – моя дочь пошла в первый класс. А через год я пришла туда работать педагогом продлённого дня. Когда класс дочери готовился к переходу в среднюю школу, мне уже было понятно, что я очень хочу продолжать работать с детьми. Так я вернулась к педагогической профессии и стала учителем в новом жоховском классе. В этом же классе учился мой младший сын. В этом году у меня снова первоклассники.
«Почему так не учат всех детей?»
Поскольку я никогда не была «традиционным» учителем, всё, что я увидела в работе по методике Жохова, стало для меня абсолютной ценностью и естественным путем в педагогику. То, как методика способна раскрыть потенциал ребенка, талант, который есть у каждого, – всё это продолжает восхищать. Нелинейное построение уроков, нестандартная подача материала, внеклассная работа, подготовка праздников – ничего подобного я нигде не встречала. Мои любимые уроки, которыми я наслаждаюсь и на которых отдыхаю – это уроки литературы. На них случаются очень интересные разговоры с детьми благодаря глубокому анализу произведений. Каждая книга или рассказ раскрывается постепенно: сначала то, что лежит на поверхности, а потом – слой за слоем – мы открываем новые смыслы, словно разгадывая какую-то тайну. Готовясь к первому уроку литературы во втором классе, я перечитала вопросы к произведению (довольно сложные) и подумала: «Наверное, завтра в классе будет тишина…» Но – нет!
Наступает момент, когда дети начинают свободно рассуждать на сложные темы, высказывать очень глубокие мысли, считать быстрее тебя – для меня это до сих пор загадка и какое-то волшебство, хотя я уже хорошо знаю методику и алгоритм урока. Ко мне в класс пришло много заинтересованных родителей, которые считают, что методика Жохова отвечает современным образовательным потребностям, развивает детей так, как того требует нынешнее время. Которым ценно, что они растут самостоятельными, умеющими думать и правильно выражать свои мысли, чувствовать себя перед учителем спокойно и свободно.
По своему опыту я поняла, что родителям нравится тот уровень свободы и уважения к личности, которые даются ребенку в жоховском классе. Для родителей же свобода личности важна, потому что она позволяет ребенку развиваться гармонично, учитывая его возрастные и физиологические особенности. Конечно, имеет значение и объем академических знаний, которые дети получают. Мы идем с большим опережением, у нас в классе очень сильная математика и интересная литература.
В конце прошлого года в моем первом классе прошли открытые уроки, родители были под большим впечатлением. Они увидели, что дети не закомплексованы, хорошо общаются, выходят к доске, активно отвечают на уроке. Я считаю, что благодаря Методике все первоклассники благополучно прошли адаптационный период и без лишнего стресса влились в школьную жизнь. «Почему так не учат всех детей?» – спрашивали родители. На этот вопрос у меня ответа нет.

Есть несколько правил в Системе Жохова, которые позволяют ученикам достигать иного результата, чем в обычном классе:

Мы не предлагаем шаблонов. Сдача обязательных экзаменов ОГЭ и ЕГЭ приучает к тому, что нужно научить детей отвечать «правильно». Задача учителей — чтобы дети запомнили: это «такой-то характер», «такое-то явление» и т.д. Времени и пространства для обсуждения и дискуссии просто не остается. В жоховских классах как раз наоборот: дети учатся говорить от себя, рассуждать, предлагать варианты и гипотезы.

Мы должны выслушать всех. У нас нет ограниченного времени на изучение того или иного произведения или темы. И учителя способствуют разными способами тому, чтобы дети научились высказываться. Сначала это начинают делать самые активные, а затем и остальные.

Мы не критикуем детей. Слова «неправильно» мы не используем в принципе и не говорим ребенку, что он рассуждает неверно. Можем спросить: «А есть ли еще варианты?» «Кто думает иначе»? Когда ребенок понимает, что его слушают, то с его мнением считаются, это придает уверенности в себе, воспитывает чувство уважения к себе и другому.
«Каждый ребенок в классе – личность»
Ребята, которых я выпустила в среднюю школу в прошлом году, очень творческие. Каждый ребенок в классе – личность, поэтому и подход к ним требовался очень индивидуальный. Они организованные, самостоятельные, их легко вовлечь в любое интересное дело, и они будут активно действовать сами. Они хорошо знают, чего хотят, все умеют говорить! И у них нет никакого страха перед учителем.

Из 31 ученика шесть отличников, двадцать хорошистов, большая часть которых учились на 4 и 5. Были дети, которым в четвертом классе стало посложнее из-за переходного возраста. С тройками окончили четвертый класс пять учеников.

В основном те, кто учились с тройками, — это либо гиперопекаемые дети, которых при каждой легкой простуде оставляли на неделю дома, либо ребята, у которых были определенные особенности. Я убеждена, что в обычном классе они бы не освоили программу полностью и не были бы переведены в следующий класс.
«Наши дети — это те, кто читает летом книжки»
Судьба «моих» жоховских классов сложилась по-разному. Тот класс, в который я пришла работать педагогом второй половины дня и в котором училась моя дочь, к сожалению, практически распался. В пятый перешло двадцать человек, поэтому добавили новых учеников — очень разных по уровню знаний. После этого еще несколько детей родители перевели в сильные частные школы, и сейчас уже нельзя сказать, что к старшей школе подошел именно жоховский класс. Но оставшиеся ребята стараются держаться вместе, со слов учителей, их по-прежнему видно: они единственные в своем классе, кто читает летом книги, они более ответственные и успешные в учебе.

Дети умеют адаптироваться. В том числе и к шаблонному подходу обычного класса: чего-то не сделал, забыл тетрадь, не принес домашку – «два». Они по-прежнему вовлекаются в интересные школьные проекты, готовят спектакли к конкурсу. Учителя литературы говорят, что «мои» дети – одни из немногих, кто хорошо понимают тему сочинения и могут интересно его написать. Они – едва ли не единственные, кто читает летом книжки. Сейчас у них период, когда на первое место выходит общение, а не обучение, но я уверена, что с той базой, которая у них уже есть, они должны более мягко этот период пройти.
Когда мой второй класс (нынешние пятиклассники) заканчивал начальную школу, многое изменилось. Была позитивная обратная связь от родителей, коллеги приходили смотреть открытые уроки. Я благодарна администрации школы за подход в подборе учителей для этого класса. Важно и то, что весь класс в полном составе перешёл в пятый класс, и поэтому в нём сохранилась та среда, к которой дети привыкли. Сложно ли новым учителям работать с ними? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Дети свободно выражают свое мнение, они более активны, чем ученики из других классов этой же параллели. Не все учителя были готовы сразу это принять. Но сейчас, спустя две четверти, могу сказать, что детям удалось выстроить хорошие взаимоотношения с педагогами.
«Что меня мотивирует?»
Приведу один пример: однажды мы поехали с детьми на экскурсию в музей. И после нее экскурсовод сказала очень ценные слова: «С вашими детьми я впервые за свою многолетнюю практику не устала на экскурсии». А педагог, которая сопровождала класс вместе со мной, призналась, что не видела такого: дети активны, внимательно слушают, задают массу вопросов, готовы что-то рассказывать сами, им все интересно! Для меня это – норма, но когда это отмечают другие, всегда неожиданно и очень приятно.

Меня радует, как дети раскрываются постепенно: вот мальчик, который стеснялся петь, вдруг подхватывает мелодию и поет свободно. Мотивирует то, что когда я делаю всё правильно по методике – я вижу результат и обратную связь от детей. Родители пишут мне: «Ребенок изменился, повзрослел, стал самостоятельным». А когда заболел: «Он плачет и просится на уроки – что делать»?

Если ребенок хочет идти в школу, значит, у него обязательно все получится! А если нет – нужно задуматься и найти в чем тут твоя ошибка.

Еще моя мотивация в том, что когда к концу недели ресурс заканчивается, я прихожу на вебинар и мне снова напоминают, что жоховские учителя – это феи, волшебницы для своих учеников. В такие моменты я понимаю, что я – хороший учитель и я не одна – нас много.
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ