Как подключиться к системе
Контакты
Юридическая информация
«Всегда хотела работать по сильной и яркой программе, чтобы на уроке был драйв!»
«Оксана Юрьевна Моисеенко работает в школе с 1991 года – более 30 лет. В прошлом учебном году она впервые вошла в жоховский класс.

Каким был переход с традиционной системы на авторскую, что было сложным, а что – вдохновляющим, об этом мы поговорили с ней накануне первого сентября.


Оксана Юрьевна Моисеенко, учитель начальных классов ГБОУ «Школа № 618»
– Мне всегда очень хотелось работать по сильной, яркой программе, чтобы на уроке был драйв! Когда-то, на заре моей педагогической деятельности, я познакомилась с методикой Л.Г.Петерсон, училась у нее и больше 15 лет работала по программе «Школа 2000». Несколько раз я переходила вместе со своим классом в среднюю школу и преподавала математику до 7-9 класса. Программа Петерсон привила мне вкус к математике, как к красивому и легкому предмету. Но человек так устроен, что всегда хочется чего-то нового… В силу обстоятельств я решила поменять место работы. И тут поступило предложение от директора школы № 618 Ольги Евгеньевны Макаровой, с которой мы работали раньше: «Приходи, у нас есть жоховские классы, тебе точно понравится!»

Прошлый учебный год был для меня сложным и одновременно вдохновляющим, сейчас я могу уже спокойно оценивать все его этапы.
🗓️ Август. Установочные вебинары
В конце летних каникул – в 20-х числах августа, когда начались установочные вебинары с методистами для учителей 1-х классов, впервые за тридцать лет моей работы в школе у меня было состояние легкой паники. Я понимала, что есть моменты, которые просто не стыкуются у меня в голове со всем предыдущем опытом работы. Выручало то, что мне было к кому обратиться в своей школе, где жоховские кассы работают уже восемь лет. Рядом была Наталья Кузьминова – жоховский педагог и куратор, которая говорила: «Пожалуйста, приходи ко мне даже с самым дурацким вопросом, я тебе всё расскажу и покажу. Не переживай!».

Мне очень понравились установочные лекции Натальи Анатольевны Клиновой, нашего методиста. Важно то, что она не только методист, но и действующий педагог и ведет в своей школе параллельно сразу два класса – 1-й и 3-й, в каждом из которых больше 30 учеников! Информация на вебинарах давалась очень подробно и вдумчиво, уже на этом этапе часть вопросов отпала. Но волнение осталось...
🗓️ Сентябрь. Напряжение и недоверие
Не только в сентябре, но и на протяжении всего первого триместра меня не покидало ощущение напряженности и … недоверия. В отличие от учителей, которые уже прошли полный цикл обучения по жоховской программе, я не могла заглянуть вперед – увидеть, к чему все это приведет, что будет через месяц-два-три, когда все слагаемые программы соединятся в сумму. Я очень старалась ни на шаг не отступать от нее, но на 100% это невозможно, мы все живые люди… В моем классе было немало учеников, чьи братья и сестры уже окончили жоховские классы, а это значит, что и родители хорошо понимали, что и как должно происходить. Они – да, а я – нет.

Тридцать лет педагогического стажа перечеркнуть невозможно, в первые месяцы у меня было настоящее «раздвоение личности», когда внутри словно бы вели диалог два человека.

«Такого не может быть, так нельзя! Тебя просто втянули в какую-то авантюру» – говорил «традиционный» учитель. «Посмотри, твои коллеги делают то же самое, все нормально» – говорил другой.


В методике Владимира Иванович много необычного для традиционного учителя. Например, дети отвечают хором. Могут выкрикнуть ответ, не поднимая руку. Встать из-за парты и постоять у стены…. Но при этом они работают! У меня есть ученик (лучший математик!), который во время выполнения домашнего задания, ходит по классу, так он быстрее соображает…

Но есть довольно зыбкая грань между свободой и вседозволенностью: ученик должен знать, что во время урока ему позволено встать или куда-то пойти, но он при этом должен понимать – зачем. Мы начали такие моменты отрабатывать: придумали систему жестов, каким образом мы реагируем на ответы других учеников, как здороваемся или поддерживаем друг друга. Эти договоренности помогли обозначить правила, по которым мы в классе существуем.
🗓️ Октябрь-ноябрь. Как в первый раз за рулем
По шкале сложности свои первые месяцы работы «по-Жохову» я бы оценила на восемь из десяти. Самый трудный период – первые два месяца. Однажды в октябре моя коллега, проходя мимо по коридору, заметила: «Наконец-то ты начала улыбаться!». Видимо, раньше все мои тревоги отражались на лице, я была целиком в своих мыслях, беспокоилась, чтобы что-то не забыть и не упустить. Понемногу в голове все начало укладываться «по-полочкам». Я потом сравнивала этот период с началом вождения автомобиля: когда только сел за руль и перед тобой разметка, знаки, указатели, светофоры – за всем нужно следить одновременно. Одно неверное движение – машина летит в столб! Мне казалось, что, если я хотя бы на миллиметр отступлю от методики, ничего не получится. Потом пришло понимание процессов, привыкание, затем автоматизация и стало легче. Вот тогда я и начала улыбаться коллегам.
1-й жоховский класс в сентябре 2023 года в ГБОУ «Школа № 618»
🗓️ Ноябрь: Я с дирижерской палочкой
Впервые я ощутила легкость и драйв в конце первого триместра, на открытых уроках с родителями. Это была какая-то феерия, причем не только для меня, но и для ребят: во время открытых уроков у меня появилось ощущение, что я нахожусь на сцене с дирижерской палочкой, а передо мной – оркестр. Стоит мне сделать движение – и дети уже встают, передвигаются по классу, выполняют задания, не теряя меня из виду. За эти три урока я поняла, что все, что я делала по методике – работает! Позднее это ощущение стало укрепляться, а – волнение отступать.
🗓️ Декабрь-январь. На первом месте – коллектив
Во втором триместре многое было посвящено налаживанию взаимоотношений между детьми в классе. Мы работали над тем, как ребята друг на друга реагируют, как строят коммуникацию. На первый план вышли межличностные отношения. В это время мы готовились к Новому году, дети сами помогали готовить праздник – и сценарий,и костюмы. Это много дало для организации коллектива в классе.

После Нового года мне часто стали писать родители: «Оксана Юрьевна, мы вообще своих детей не узнаем, как вы это делаете – ребенок рвется в школу, плачет, когда нужно пропускать, даже по болезни».
🗓️ Февраль-Март. Учимся с удовольствием
Хочу сказать о том, как для меня «сработала» методика. На протяжении 30 лет я говорила своим ученикам, что математика – это не страшно и не скучно, это интересно! Преподавая по-Жохову, не приходилось ничего такого объяснять специально. Не знаю, как Владимир Иванович строил свою программу, но для меня было очень радостно, что дети первого класса с легкостью в конце учебного года освоили таблицу умножения и деления, стали возводить числа в степень и они вообще не боялись математики! Понять невозможно, это как с телевизором: включаешь – он работает, а что и как устроено внутри – загадка. Мне нужно было четко выполнять методические рекомендации и делать все так, как говорилось на вебинарах и в определенный момент дети начинали делать то, чего не делают остальные первоклассники в обычной школе.

Примерно тоже и с литературой. Когда мы начинали в классе читать «Конька-Горбунка» Ершова, методисты предупреждали – сначала будет трудно, много непонятных для детей слов, книга будет идти через сопротивление в первое время… Так и произошло, но я увидела, что ребята после того, как мы закончили изучение и подарили всем книги, приносят их в школу и перечитывают!
🗓️ Апрель. Период спада
В конце учебного года мы пережили период спада, потому что довольно долго весь класс учился удаленно из-за карантина. Возвращаться в школу и снова входить в привычный интенсивный ритм работы было тяжело – дети расслабились. Но и в этот сложный момент для меня было важно, что все 30 моих учеников с радостью ходят в школу, об этом постоянно мне писали родители.
🗓️ Май. Итог года
В мае снова были открытые уроки, другие важные мероприятия. Мы очень тепло и трогательно отметили 9 мая. Всем стало понятно, что у нас сложился очень хороший класс, дети – больше трудяги!

Если говорить об успеваемости, то 5-6 ребят – настоящие звезды. Больше половины класса хорошо успевают и даже если чего-то не схватывают с первого раза, потом все равно усваивают, благодаря повторениям. Слабых учеников – один-два, это связано с особенностями их физического развития, логопедическими проблемами. Есть небольшое количество ребят, которые чуть больше ленились или много болели, поэтому окончили год хуже большинства. Но в целом класс производит очень хорошее впечатление, дети научились работать, они очень самокритично относятся к себе.

Окончание учебного года мы отметили на пикнике, который организовали родители без моего участия.

Наверное, за все время своей работы в школе я не слышала столько комплиментов от родителей в свой адрес, как в этом мае! Никогда. Было радостно, потому что я считаю, что действительно совершила собственный прорыв: не только перешла в другую школу, но и начала работать по совершенно новой для себя системе.


Родителям класса я благодарна безмерно, они мне доверяли и всячески поддерживали. Ни разу никто из них не позволил себе каких-то отрицательных высказываний. Я – не тот человек, которого они выбирали, записывая детей в школу, поскольку пришла в класс на замену учителя, который уехал. В конце года они с облегчением выдохнули, поняв, что у нас все получилось, что мы друг другу подходим.
Будущим жоховским учителям: «Ни одна система не сопровождается методически так подробно»
Большинство вопросов, которые у меня возникали, снимались в процессе лекций-вебинаров с методистами. И в обсуждениях с коллегами в чате. Темы будущей недели подробно разбирались заранее – на предыдущей, если были какие-то вопросы, то мы их прорабатывали заранее.

Мне кажется, что ни одна методическая система не сопровождается методически так подобно, как жоховская, везде только краткосрочные курсы, а тут – сопровождение на протяжении всего учебного года по 4-5 часов каждую неделю. Что, как и когда нужно сделать, какой вопрос задать… Все это мы получаем от людей, которые прошли обучение у самого Владимира Ивановича – из первых рук. И которые сами преподают в начальной школе.

Все лекции методистов можно пересмотреть в любое время, вернуться к каким-то важным моментам. Инструментарий для учителя очень грамотно продуман, начиная от утренней гимнастики, до устного счета и раздаточного материала. От учителя требуется только собраться силами и внимательно слушать, вникать, углубляться в материал. А еще хотеть развиваться!

Скоро второй класс. Я жду новых чудес и, конечно, очень жду встречи со своими детьми. Всем, кто только начинает свой путь в жоховской методике, хочу пожелать: рискуйте и будет вам счастье!
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ