КАК СВЯЗАНЫ МЕТОДИКИ В.И.ЖОХОВА
И Н.П.ГРИШАЕВОЙ?
Мы очень внимательно относимся к тем педагогическим системам, которые «созвучны» Методике Жохова и имеют с ней множество точек соприкосновения. Авторская методика Натальи Петровны Гришаевой «Технологии эффективной социализации» (ТЭС), разработанная для детей дошкольного и младшего школьного возраста, безусловно, к ним относится!

Технология эффективной социализации» (ТЭС) помогает системно развивать у детей ключевые навыки XXI века: саморегуляцию, инициативность, ответственность и умение работать в коллективе. Ее автор – Наталья Петровна Гришаева, российский педагог, старший научный сотрудник Федерального Научного Исследовательского Социологического центра Российской академии наук (ФНИЦ РАН).

Наталья Петровна Гришаева – Президент ассоциации ТЭС, автор публикаций по проблемам семьи, образования, детства.

Что такое «Технология эффективной социализации» (ТЭС)?
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворового общения со сверстниками и другие тенденции времени негативно отражаются на социализации современных детей. Но именно социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
ТЭС – это совокупность педагогических практик, благодаря которым через игровые и практико-ориентированные формы работы педагоги обучают детей уверенно взаимодействовать с окружающими, создают условия для развития социальных навыков, развития эмоционального интеллекта.
ТЭС также позволяет вовлекать родителей в воспитательный процесс, создавая атмосферу доверия. Дает педагогам возможность реализовывать принципы преемственности между дошкольным учреждением и школой, создать коллектив единомышленников среди воспитателей, учителей, родителей и детей. Данную технологию можно использовать в рамках любой образовательной программы, реализующей принципы ФГОС.
Основные элементы ТЭС:
  • «Клубный час»
    Технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
  • «Ежедневный круг общения»
    На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом и развивают множество качеств, так необходимых для школы.
  • «Ситуации месяца»
    Дети проживают различные социальные роли (например, «я — член коллектива», «я — горожанин», «я — житель земного шара») и получают значимые образцы социального поведения.
  • «Проблемно-педагогическая ситуация»
    – это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, дать оценку своим действиям и извлечь уроки из собственного поведения без присутствия взрослого, то есть – самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.
  • «Дети — волонтёры»
    Технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.
  • «Социальные акции»
    Позволяют объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.
  • «Волшебный телефон»
    Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.
  • Заключительные праздники
    по ситуации месяца. Такие мероприятия позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.

О роли воспитателя:

«Воспитатель в младшем возрасте играет роль мамы, но по мере взросления детей его роль меняется. Он становится тренером социальных навыков. Это ключевое отличие!» . Н.П.Гришаева

О сути ТЭС:
«Технология эффективной социализации (ТЭС) — это подход, который помогает детям уверенно взаимодействовать с окружающими, развивать социальные навыки, эмоциональный интеллект и самостоятельно находить выход из конфликтных ситуаций».
Н.П.Гришаева

О принципах «Развивающего общения»:
«Главное при овладении технологией "Развивающее общение" – принимать все чувства ребёнка, прояснять их для осознания, не допускать действий, нарушающих благополучие других, и предоставлять ребёнку выбор».
Н.П.Гришаева
Как связаны Методика В.И.Жохова и «Технология эффективной социализации» Н.П. Гришаевой?
Это две современные педагогические системы, которые дополняют друг друга в рамках гуманистического подхода к образованию. Обе были созданы авторами более 20 лет назад и прошли долгий путь практических исследований.
  • Общая философия: природосообразность и гуманизация
    Методика Жохова делает акцент на обучении в согласии с природой ребенка, избегая жесткой дисциплины и стимулируя естественную познавательную активность через игровые формы, движение и творчество.

    ТЭС Гришаевой также ориентирована на естественную социализацию, способствует развитию у детей саморегуляции, инициативу и сотрудничество через игровые и практико-ориентированные технологии.
  • Интеграция в образовательных учреждениях
    В некоторых детских садах и школах эти методики используются совместно. Например, в билингвальном детском саду «Бамбини» (Барнаул) сочетание методики Жохова и ТЭС позволило достичь высоких результатов в подготовке детей к школе, развив у них самостоятельность, социальные и учебные навыки.

    Обе системы соответствуют ФГОС и направлены на формирование ключевых компетенций XXI века: критическое мышление, коммуникацию, креативность.
  • Комплементарность подходов
    Методика Жохова фокусируется на опережающем обучении (например, освоение программы начальной школы происходит в первый год обучения) через интерактивные нелинейные методы подачи материала.

    ТЭС восполняет социально-эмоциональный потребности, предлагая инструменты для развития soft skills: разрешение конфликтов, работа в команде, волонтерство. Например, технология «Дети-волонтеры» из ТЭС хорошо сочетается с разновозрастным взаимодействием, поощряемым в жоховских классах.
  • Поддержка преемственности
    Обе системы подчеркивают важность плавного перехода из детского сада в школу. ТЭС обеспечивает социализацию дошкольников, в методике Жохова ей также уделяется особое внимание. Кроме того, жоховская методика помогает детям без стресса и без перегрузок подготовиться высоким требованиям рейтинговых школ с селективным подходом.
  • Пример успешного симбиоза
    Чуть меньше года назад мы рассказали вам про опыт применения Методической системы В.И. Жохова в частных билингвальных детских садах «Bambini» в Барнауле, где комбинация этих методик привела к тому, что дети не только демонстрируют академические успехи (счет до миллиона в 1 классе), но и проявляют высокий уровень эмпатии, умеют поддерживать друг друга и работать в команде.
  • Работа с родителями
    Обе системы ставят родителей в активную позицию (родители – партнёры, а не наблюдатели), потому что успех ребёнка зависит от согласованности действий всех окружающих взрослых. И ТЭС, и Методика Жохова основаны на принципах преемственности, единства требований и создания поддерживающей среды для развития ребёнка. Семья – основной агент социализации. Без участия мам и пап невозможно сформировать единую систему ценностей и поведения у ребёнка.
  • Обучение педагогов
    Для овладения технологиями необходимо подробно их изучить, пройти очное обучение у авторов или сертифицированных методистов. И ТЭС, и Методика Жохова являются комплексными системами, частичная их реализация или нарушения в процессе работы ведут к неполному формированию заявленных социальных навыков или освоению знаний. Так же для реализации обеих методик необходима включенность всех субъектов образовательной деятельности: детей, воспитателей, педагогов, администрации и родителей.
  • Критика и вызовы
    Обе методики сталкиваются с недоверием со стороны традиционных педагогов из-за нестандартных подходов. Например, свободное движение в классе, которое ошибочно принимают за отсутствие дисциплины в жоховских классах или необходимость вовлечения всех участников образовательного процесса в ТЭС .

    Методика Жохова и ТЭС Гришаевой взаимно усиливают друг друга, покрывая разные аспекты развития ребенка — когнитивный и социально-эмоциональный. Их интеграция создает холистический подход к образованию, что особенно актуально в условиях современных вызовов (цифровизация, отсутствие дворовой культуры, разобщенность поколений) .
Где почитать о ТЭС?
ТГ_канал Педагогического сообщества «Технологии эффективной социализации» @tes_association 🔗

Видео-канал сообщества «Технологии эффективной социализации» 🔗

Раздел ТЭС на сайте Рыбаков-фонда 🔗

Статья Н.П.Гришаевой и Л.М.Струковой на сайте «Воспитатели России» 🔗

Проект ТЭС в Школе №1532 (Москва) 🔗

Книга Н.П.Гришаевой 🔗

Курсы ТЭС 🔗