Как подключиться к системе
Контакты
Юридическая информация
Опыт создания семейного класса по Методике Жохова
Что важно учесть родителям, которые хотят объединиться и создать класс в формате семейного образования? Об этом рассказывает Екатерина Гайдукова – соосновательница семейных классов «Согласие» в городе Пушкин (Санкт-Петербург).
Открытый урок в семейном жоховском классе. Фото со страницы в ВК Семейных классов «Согласие»
Екатерина Гайдукова, психолог, педагог:

– Прежде всего хочется сказать, что когда объединяются родители, заинтересованные в качественном образовании своих детей – это замечательно. Но для организации и правильного функционирования семейного класса одного желания недостаточно. Даже если у вас есть навык ведения собственного бизнеса.
Какие существую риски?
Перед тем, как принять решение, необходимо подумать о многом, в том числе о рисках.

Не имея представления о том, как будет построено долгосрочное обучение, родители, даже если они выбрали хорошую методику, со временем могут разойтись во мнениях – как и что должно происходить в процессе обучения. Кто-то из них, аргументируя свои действия тем, что участвует в финансировании класса, может начать вмешиваться в учебный процесс или как-то влиять на него. В итоге это приводит к конфликтам внутри родительского коллектива, и как следствие – к распаду класса. Кто-то остается и продолжает обучение, кто-то переходит в другую школу или класс. Недовольные в этом случае склонны винить в сложившейся ситуации не ошибки в организации и внутренние проблемы, а именно методику. И это печально.
Что же важно учесть?
1
Определение концепции, общих задач и целей семейного обучения. Концепция – основание, которое определяет цели и задачи семейного обучения. Только после того, как вы определились с концепцией, нужно начинать поиск помещения, преподавателя и приобретение методических материалов.
2
Компетенции организатора. Организатор, опираясь на сформулированную концепцию, должен хорошо понимать – какими путями привести всех участников к достижению поставленных целей. О том, на каком основании будет построен семейный класс, для чего он создан – нужно много писать и транслировать это родителям будущих учеников, чтобы собрать вокруг себя людей со схожими ценностями и запросами.
3
Компетенции учителя. Если говорить о применении в семейном классе Методики Жохова, то нужно понимать, что презентации всех уроков разработаны полностью только для 1 класса. Во 2 и 3 классе такие презентации тоже есть, но не полностью для всех уроков. Методическое сопровождение учителя продолжается до конце 4 класса, но, тем не менее, педагог должен иметь необходимые компетенции, знания и навыки, чтобы выстраивать свою работу самостоятельно в соответствии с принципами методики, учитывать особенности детей и возрастную психологию.
Как быть с наполняемостью семейных классов?
– Семейные обстоятельства могут заставлять родителей учеников переезжать или по каким-то иным причинам покидать класс. Поэтому набор в 1 класс нужно проводить с запасом, чтобы коллектив не распался, и не пострадала финансовая модель класса, в случае если несколько детей покинет класс.
Могут ли прийти во 2-й и 3-й жоховский класс дети, которые окончили 1 класс в другой школе?
– Система Жохова не позиционирует себя как методика только для одаренных детей, в первый класс могут прийти ученики с разным уровнем подготовки. Но очень быстро дети сделают большой шаг вперед, поэтому принять в класс новых учеников станет практически невозможно. После полугода обучения присоединиться к классу смогут только дети способные догнать уровень класса, или те самые одаренные дети, у которых есть ярко выраженные способности, и которым скучно и плохо в классе обычной общеобразовательной школы.

Во 2 классе у нас добавляется немецкий язык. В третьем – английский. У ребят быстрый счет, быстрое решение задач, понимание глубоких и сложных текстов, способность рассуждать и анализировать. Поэтому для тех, кто хочет присоединиться, это уже не просто вопрос адаптации, по объективным причинам это становится просто невозможно. Есть и воспитательный момент: учеников жоховского класса всегда отличает то, что это активные, добрые, очень дружные, честные, способные рассуждать дети. Умеющие говорить про себя, и про свои эмоции. Новый ученик может быть одаренным математически, хорошо читать или говорить на иностранном языке, но при этом незрелым в эмоциональном плане. И тогда необходимо располагать ресурсами для его адаптации, и иметь в виду, что она может затянуться.

В нашей практике такие случаи были, но это скорее исключение из правил. Если с отставанием в коммуникативных навыках и проблемами с адаптацией еще могут помочь справиться педагоги и тьюторы, то с освоением большого объема знаний в короткие сроки, увы – нет.

Та же самая проблема существует и в обычной общеобразовательной школе: жоховские классы – сильные, и новым ученикам присоединиться к ним трудно. Из-за новичков учителю приходится снижать общий темп работы, большинство детей начинают скучать. Честь и хвала тем руководителям общеобразовательных школ, кто это хорошо понимает и позволяет сохранить класс без изменения состава до окончания начальной школы.

Посмотреть статьи и другие материалы об организации семейных классов по Методической системе В.И.Жохова можно на странице Семейных классов «Согласия» в ВК:
Семейное образование предполагает самостоятельное, с помощью педагогов или родителей (законных представителей) освоение ребенком образовательных программ с последующим прохождением промежуточной и государственной (итоговой) аттестации. Не следует путать его с домашним обучением (формой организации учебного процесса в образовательной организации), которое осуществляется только по медицинским показаниям.
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
К разделу
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
К разделу
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ