Как подключиться к системе
Контакты
Юридическая информация
Вопрос – должен ли будущий школьник уметь читать и стоит ли учить его летом, накануне первого класса, волнует всех родителей. В жоховской методике нет рекомендаций, чтобы будущий первоклассник уже знал все буквы или читал. Обучение чтению в первом классе проходит побуквенно – этот метод взят Владимиром Ивановичем из русской классической школы: именно так учились читать в детстве Александр Пушкин и Лев Толстой, Максим Горький и Федор Тютчев.

📚 Чтение и грамотность взаимосвязаны: в побуквенном чтении отсутствует слоговое деление, мешающее цельному видению и прочтению слова, восприятию его смысла и разрушающему членение слова на части (морфемы) – приставки, корни, суффиксы, окончания. Буквы усваиваются не изолированно, а в составе целого слова. Цель такого метода – чтение целыми словами, что соответствует орфоэпическим нормам и позволяет полноценно воспринимать смысл прочитанного.

📖 В сентябре-октябре первоклассники знакомятся с азбукой (в обычных классах изучение азбуки завершается к февралю) и, приступая к чтению, они хором читают последовательно каждую букву в слове, потом произносят слово целиком, параллельно запоминая его образ и написание. Ребята учатся сличать слова на слух и зрительно, обнаруживать сходство и отличия звуков и букв в словах и открывают для себя грамматическую систему: есть определённый набор звуков и набор букв, из их различных комбинаций рождаются слова. Это формирует внимательное отношение к слову, побуждает к постоянному поиску заложенного в нём смысла.

А как же при хоровом чтении обстоят дела с мягким или твердым знаками? Мягкий знак выделяется произнесением согласной мягко. А на твердый знак ребята хлопают в ладоши один раз. Этот звуковой акцент позволяет им хорошо запомнить слова с твердым знаком.

В первом классе применяется множество языковых игр. Дети учат скороговорки, играют в «Телефон», стараясь передавать слова по цепочке на ушко. Когда ребенок внятно и правильно произносит слова, то впоследствии и пишет их тоже правильно.
Артикуляционная гимнастика. Она позволяет развивать четкую и внятную речь. Гимнастика занимает всего 1-2 минуты урока, а пользы приносит очень много много.
Чтение хором. Это важно для овладения громкостью голоса и темпом речи. Благодаря тому, что класс умеет читать хором в одном темпе, следуя командам учителя-дирижера, у ребят формируется определенный темп письма. Ученики одновременно про себя проговаривают по буквам слово, которое пишут, потому что они привыкли читать слова в одном темпе.
Пение. Текст песни дети видят на экране. Когда класс поет, учитель (или ученик) следит указкой за словами куплета. Такое упражнение также позволяет запомнить правильное написание слова.
Работа со словарями. Обращение к ним для поиска значения непонятного слова, дает понимание его этимологии и пополняет словарный запас. Впоследствии работа со словом ведется со всех сторон, ребята изучают словообразование, морфологические признаки.
В методической системе Владимира Ивановича есть различные инструменты, которые использует учитель для обучения чтению. Уровень чтения у тех детей, кто пришел в первый класс уже читающим и остальных выравнивается в первые месяцы и не влияет на темп продвижения класса в целом. Цель обучения чтению «по-Жохову» – это не гонка за скорочтением и механическое извлечения звуков, а осмысленное чтение, готовность вдумываться в текст. Прочитанное слово – повод для беседы, а беседа в свою очередь формирует у детей способность слышать вопросы учителя, давать на них ясные ответы и задавать их самостоятельно.
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
К разделу
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
К разделу
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ