«Эврика!» (греч. εὕρηκα, буквально – «нашёл!») — легендарное восклицание Архимеда, ставшее общеупотребительным для выражения радости в случае разрешения трудной задачи или нахождения оптимального решения.
Всем знакомо ощущение, когда после долгого поиска вдруг выстраивается алгоритм, все действия которого приводят к правильному решению или интересной идее.
💡Когда родители говорят про ребенка-первоклассника – «главное, чтобы он не потерял интерес» – они думают именно об этом: время от времени должна загораться эта лампочка – «Эврика! Я нашел!».
Поддерживать разностороннюю любознательность, интерес к открытиям и экспериментам, поиску решений, которые лежат в междисциплинарной плоскости – задача жоховского учителя.
Что для этого нужно – рассказывает Оксана Владимировна Сушкова, жоховский педагог, учитель начальных классов московской «Школа № 384 имени Д.К. Корнеева»:
– Во-первых, интересная задача. Во-вторых, работа должна быть самостоятельной (мамины или папины долгие разъяснения или сделанная ими наполовину работа – не в счет), в-третьих – возможность рассказать о своем «открытии».
В методику Жохова заложен механизм, который позволяет подпитывать интерес учеников к интересным задачам и поиску их решений. Причем не только в математике, но и в других предметных областях. Как это происходит?
На уроке поднимается какая-то тема, к примеру: «Как работает самолет-дозаправщик в воздухе?» Тема не раскрывается полностью, но детям очень интересно узнать подробности: как рассчитать длину шланга для дозаправки? Как происходит стыковка в воздухе? В каких случаях это необходимо? Владимир Иванович называл этот прием простым словосочетанием – «царапать интерес»: если стало интересно – дети найдут информацию самостоятельно.
Родители часто рассказывают, что дети приходят домой с желанием разузнать подробно о том, что услышали на уроке, посмотреть ролики по теме, провести опыт, проверить гипотезу, расспросить родителей, а потом рассказать о своих изысканиях. Или решить задачу, которую разбирали на уроке. На следующий день обсуждение и обмен информацией происходит уже в классе. И самое радостное для детей – сообщить одноклассникам: «Эврика! Я нашел!»