Владимир Иванович Жохов считал дружбу абсолютной ценностью в детском коллективе. Процесс обучения и воспитания детей в жоховских классах формируется по модели школьного братства, как это было в пушкинском Лицее. В нем заложены не декларативные, а повседневные практические действия, которые учат младших школьников с первого школьного дня дружить и помогать друг другу. Действия, которые со временем становятся правилом и присваиваются ребятами, как еще одна хорошая привычка.
Ярослава Владимировна Абайдуллина, жоховский учитель из села Еткуль Челябинской области рассказывает – как именно этот процесс происходит в классе:
Детский коллектив формирует каждого ребёнка, позволяя ему чувствовать себя востребованным, талантливым, уникальным, неповторимым и при этом полностью интегрированного в классную семью.
Приемы, с помощью которых педагог помогает своим учениками стать настоящими друзьями, формируют коллектив единомышленников, в котором ребятам интересно друг с другом, они с пониманием относятся к недостаткам и слабостям одноклассников, помогают преодолеть страхи. Вот некоторые из них:
«Могу помочь!» Часто на уроках ребята говорят друг другу: «Могу помочь!» И вместе решают сложные задачи и примеры. Такой приём, кроме обучающей функции, позволяет выстраивать доверительные отношения между одноклассниками.
Аплодисменты. За правильный ответ, выразительное прочтение стихотворения или просто, за то, что мальчишка или девчонка преодолел свой страх, ребята аплодируют. Без напоминания, без характерного жеста учителя, просто потому, что привыкли так поддерживают друг друга и рады каждой маленькой победе.
«Хочу рассказать!» Одна из наших «постоянных рубрик» в классе. В определенное время дети делятся своими интересами и тайнами, придумывают, фантазируют и рассказывают об этом в классе. Так оттачивается навыки публичного выступления, а ребята учатся слушать друг друга.
И это далеко не все! Много интересных приемов есть в нашей школьной жизни, которые помогают ребятам учиться, взрослеть и по-настоящему дружить!
За 15 лет работы в традиционной школьной системе мной, конечно, были накоплены различные приемы сплочения коллектива и опыт решения конфликтных ситуаций. Перейдя на работу по жоховской системе, я со своими учениками учусь обходить эти подводные камни!