«Мы поняли, что нам нужно искать альтернативное обучение»
Татьяна и Илья Коноваловы – многодетные и уже очень опытные родители, у них пятеро детей. Старшей дочери – 18 лет, младшей – 5. Сейчас в семье трое школьников – сыновья Миша (4 класс), Никита (7-й класс) и Ярослав (9 класс) . Двое мальчиков закончили начальную школу в классах по системе В.И. Жохова в школе №12 города Балашиха.

Мы решили расспросить родителей о том, чем был обусловлен их выбор и как они оцениваю результаты.

Семья Коноваловых (слева направо): Ярослав, Михаил, Илья, Анечка и Татьяна.
– Татьяна, почему, имея уже двоих детей-школьников, для третьего вы искали альтернативную систему обучения?

Татьяна: Наш опыт со старшими детьми подсказывал, что это необходимо. Мы поняли, что третьего ребенка отдавать в традиционную систему категорически не хотим.

– Что не нравилось?

Татьяна: Двое старших детей учились в лицее в нашем городе Старая Купавна. Мы серьезно выбирали школу, присматривались к учителю, нам было важно, чтобы был сильный педагог и дети получили хорошие знания. Что в результате? Старшая дочь не успевала усвоить все на уроке. Чтобы не отстать от программы, приходилось садиться с ней рядом и проходить то, что объясняли в классе (и это это помимо заданий, которые задавали на дом)... Когда я разговаривала об этом с учителем, ответ был один:
«У нас сильная школа, поэтому если ребенок не усваивает – это ваши проблемы, занимаетесь дома или нанимайте репетитора».

Тогда я думала, что дело не в системе, а просто дочь не справляется, потому что ей не хватает способностей, внимательности, усидчивости… Но когда в школу пошел сын, все повторилось. У него был уже другой учитель, но результат точно такой же… Мальчик, который очень хотел стать первоклассником, довольно быстро потерял интерес к учебе. Его тетради были исписаны учительским замечаниями: «переписать», «переделать». Он левша, писать красиво и быстро ему было сложно и я поняла, что мне нужно снова «идти в школу» – каждый день садиться с ним за стол и повторять, объяснять, подтягивать, тренировать, чтобы не страшно было идти в класс на следующий день…

– Как вы узнали о классах по системе Жохова?

Илья: Нам необходимо было найти какой-то выход, потому что когда пришло время идти в первый класс Никите – нашему третьему ребенку, я понял, что нужно действовать. По характеру он более свободолюбивый, система его просто сломает. Стали искать альтернативу и зашли на страницу жоховских классов в ВКонтакте. Правда, ближайшая школа, где открывали такой класс, была очень далеко от нас.

Татьяна: Скажу честно: я сопротивлялась. Утром ехать с ребенком час на машине или полтора на общественном транспорте – это очень тяжело. Но муж настоял и мы решили рискнуть. Не хотелось повторять ошибок. Сейчас дочь, которой 18 лет, признается, что в начальной школе она боялась даже пошевелиться на уроке: ты хороший ученик, только если сидишь ровно и слушаешь учителя, поднимаешь руку и отвечаешь, когда спрашивают. В жоховском классе совсем другой подход: ребенок – это личность, к его физиологическим потребностям относятся нормально. Нужно встать и походить – пожалуйста. Хочешь выйти на время – сделай это тихо и возвращайся к работе. Мы осознанно уходили от боязни идти утром в школу, от страха перед двойками. От авторитаризма.
Возьмем тот же пример с чистописанием. В жоховской системе нет прописей у первоклассников, используются маркерные доски для письма. А Никита- левша, Миша – правша. Ни у того, ни у другого с чистописанием проблем не было. Я оценила – как им было легко начинать писать большие буквы и первые слова без клеточек и линеек! Желание писать красиво появилось потом, у Никиты (он- левша) получилось отлично, за успехи в чистописании ему одному из первых в классе вручили ручку для записей в тетради.

Расскажите о том, какие еще отличия вы увидели в подходе к обучению по системе Жохова?

Татьяна: Во-первых, мы вообще не вмешивались в учебный процесс. Во-вторых, в жоховских классах, где учились мальчики, была очень комфортная, дружеская, поддерживающая атмосфера. Учителя в начальной школе для Никиты и Миши были вторыми мамами.
Оба ребенка закончили начальную школу отлично, сдали все проверочные работы по государственной программе без какого-либо вмешательства с нашей стороны. Все, что требовалось от нас, как от родителей – организация рабочего места, контроль за режимом дня и помощь в общешкольных делах.

Илья: Я увидел высокий профессионализм педагогов. Уроков в жоховских классах было столько же, сколько и у старших детей, а успеваемость гораздо выше. А кроме того, оба класса получились очень дружными.

Татьяна: Дети полюбили работать! Я вообще не замечала, когда мальчики учат уроки. Могли что-то сделать прямо в школе, в автобусе по дороге домой. У Миши и Никиты было три языка: со второго класса – немецкий, с третьего – французский и с четвертого – английский. После первых двух, английский язык им показался легким и за один год они освоили полностью программу начальной школы и знают иностранный лучше старших детей.
Жоховский класс в школе №12 города Балашиха.

Педагог – Татьяна Евгеньевна Шевцова
– Все было только со знаком плюс? С какими-то проблемами вы столкнулись?

Илья: Мне кажется, не хватало поддержки учителя со стороны родителей. Например, в жоховской системе существует правило: сенсорных телефонов не должно быть. Но некоторые родители пытались получить разрешение ребенку его иметь. Я считаю, что это вмешательство в учебный процесс не допустимо. Учителя необходимо поддерживать, потому что система Жохова построена на научных данных, на знании детской психологии и физиологии. Если существуют какие-то ограничения, они обоснованы и влиять на это не стоит.
Возможно у нас, как у опытных родителей, уровень тревожности снижен. Я вижу в классе мам и пап, которые излишне опекают своих детей, хотят абсолютно все контролировать и это мешает в первую очередь их детям.

Татьяна: Все сомнения, которые у меня были, развеялись на открытых уроках. Мы увидели, какие сложные вещи дети прошли за первые несколько месяцев учебы без всякой зубрежки: склонения, спряжения, падежи. При этом они раскованные, свободные, увлеченные. Этого нам было достаточно, чтобы доверять системе.

Илья: Один из распространенных стереотипах о жоховских классах звучит так: на уроках слабая дисциплина. Это считается минусом, но на самом деле здесь очень важна проявленность ребенка: он не должен бояться заявить о себе, быть активным, быть яркими. Наш сын Никита пришел в школу очень застенчивым и я опасался, что в школьном коллективе это только усугубится. Но к концу первого класса я заметил, что ребенок стал более открытым и уверенным в себе, у него появились друзья, он не боялся отвечать и проявлять инициативу.
– А как продолжили обучение старшие дети?

Татьяна: Это отдельный разговор. После начальной школы в «знаниеориентированном» лицее мы перевели их в школу попроще и … столкнулись с другой проблемой: с попустительством. Чтобы не отставать в рейтинге, оценки завышали, они вообще не отражали реальной ситуации. Это другая сторона медали.

– У вас подрастает младшая. Уже думаете о том, куда она пойдет?

Татьяна: Ей пока пять. Анечка пойдет в жоховский класс, конечно. Но пока решаем – через год или через два.
Опыт родителей, чьи дети учатся в жоховских классах
Говорят Родители
Интервью учителей, которые преподают по Системе
Говорят Учителя
В которых применяется обучение по Методической Системе Жохова
Список школ