«В ШКОЛЕ Я НЕ МАМА, А ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА!» СТОИТ ЛИ ПЕДАГОГУ БРАТЬ В КЛАСС СВОЕГО РЕБЕНКА?»
Многие учителя сталкиваются с дилеммой: собственный ребенок идет в школу и есть возможность взять его в свой класс, но стоит ли это делать? Сомнений много: будет ли он воспринимать маму как педагога? Этично ли это? Как отнесутся к такому другие дети и родители? Легко ли будет ежедневно переключаться из роли мамы в роль педагога и наоборот? Мы спросили об этом Юлию Анатольевну Романенко, жоховского учителя из города Волжский.

– Коллеги-учителя часто задают мне такой вопрос. Хочу сказать, что я не только учу собственную дочь, в моем классе есть дети моих коллег-учителей. И я не вижу в этом ничего плохого, напротив – одни плюсы. Давайте по порядку.

Юлия Анатольевна Романенко с дочерью

Во-первых, если бы я была ребёнком, а моя мама сказала бы мне: «Знаешь, дорогая, я могу тебя учить, но не буду, потому что ты (возможно!) не будешь меня слушаться», — мне было бы не очень хорошо. И я бы восприняла это как маленькое предательство.

Во-вторых, я считаю, что если другие родители доверяют мне 30 своих детей, я беру их в класс, а для собственного ребенка ищу кого-то «лучше» — это подозрительно. Это профнепригодность. Сапожник без сапог…

В-третьих, не стоит обращать внимания на то, что говорят у вас за спиной про предвзятость. Повод для такого обвинения найдётся всегда, даже на пустом месте.
«Как же ребёнок будет меня называть?»
Конечно, в школе — по имени-отчеству: «Юлия Анатольевна» или «Мария Ивановна». Достаточно серьёзно обсудить это дома, объяснив сыну или дочери, что такое обращение — знак уважения и одно из школьных правил. В классе я — твой учитель, поэтому ты обращаешься ко мне так же, как и остальные.

Проблемой это кажется только в наших головах. Ребёнок легко и спокойно примет переход на «вы». Более того, видя уважительное отношение сверстников к вам, он начнёт гордиться мамой, и ваши отношения выйдут на новый уровень. Он испытает гордость за маму.
«Четыре года рядом»
Я вижу только преимущества в том, чтобы провести четыре года начальной школы рядом со своим ребёнком. У нас с дочерью общий распорядок: вместе встаём, завтракаем, идём в школу и заканчиваем уроки.

Когда она пошла в первый класс, ей не было и семи лет — она была самой младшей в классе. Я ещё не знала, как пойдёт её учёба, поэтому не планировала сразу отдавать её на кружки. После уроков мы оставались в классе: я занималась своими делами, она — уроками. Это помогло ей войти в режим, освободить вечера для отдыха и совместных занятий.

Мне не приходилось, как другим родителям, контролировать: что задали, сделала или нет, поняла ли материал. Я всегда была в курсе и могла сказать: «Вижу, что тебе было сложно, давай разберём ещё раз». Проблемы не копились, а решались сразу.

Я могла регулировать нагрузку: сделать домашнее задание в четверг на выходные или отложить на пятницу. Учёба шла спокойно, без потери интереса, а в начальной школе это архиважно!

Даже в мелочах было удобно: один комплект учебников дома, второй — в школе. Я всегда знала, когда заканчивается тетрадь, нужно постирать форму или принести пилотку. Конечно, я напоминала об этом и другим родителям, но своего ребёнка контролировала без лишних усилий.
«Учить своего ребенка – отдельное удовольствие»
У меня есть коллега, которая сначала отдала свою дочку в соседний класс к очень хорошему учителю. После месяца учебы у ребенка – стресс, она в слезах, учиться не хочет. Я говорю: «Переведите к себе, и вы увидите, как все изменится!» Именно так и произошло: учёба пошла, ребенок успокоился, получил поддержку мамы, начал стараться, потому, что на него смотрят одноклассники.

Я всегда поддерживаю желание родителей побывать на уроках.

Вы бы видели, как стараются дети, когда в классе сидит мама! Как они хотят показать – на что способны, чему научились! Для педагога же мотивация сделать все, на что он способен, многократно возрастает, когда в классе учится собственный ребенок. Хочется дать как можно больше, сделать жизнь класса еще интереснее. Появляется много идей и энергии: придумать классные экскурсии, организовать дополнительные занятия и найди для этого единомышленников.

И все это – в радость. Вообще учить своего ребенка – отдельное удовольствие. Все, что вы делаете для класса, сплачивает не только детей друг с другом, но вас с собственным ребенком. Вы можете вовремя заметить – к чему он проявляет интерес, чтобы поддержать это дома. Наблюдая, как он общается в коллективе, подкорректировать поведение, чтобы избежать сложных ситуаций, если они вдруг назревают.

Вы используете редкий шанс, который выпал вам обоим и четыре года живете одной жизнью, что может быть лучше?

Большой плюс в том, что я преподаю по Методике В.И. Жохова. Она позволяет работать в классе динамично, интересно, с учетом особенностей детей. Я никогда не работала в традиционной системе, для меня в конце первого класса считать в пределах 20 – это тоска зеленая! Дети либо засыпают на уроках, либо надеются на то, что учитель что-нибудь придумает и организует, но это колоссальная дополнительная работа! Для меня Методика Жохова – огромная помощь и возможность работать на опережение, получая удовольствие от процесса. Видеть успехи учеников, среди которых и мой собственный ребенок.

Отдельно хочется сказать про коллектив. Благодаря тому, что с самого начала мы учим детей общаться, помогать, поддерживать друг друга, поздравлять, дети в классе очень дружные, а отношения – трепетные и нежные. В Методику все это заложено – через фильмы, которые мы смотрим, через литературные образы, через практику каждого дня. Сейчас мы закончили третий класс и ни разу я не сталкивалась с предвзятым отношением ни к себе, ни к дочери, ни к детям других учителей, которые учатся у меня.

Ребята постоянно заняты делом, поэтому не остается времени на конфликты. Не зря говорят, что труд избавляет нас от трех зол: скуки, порока и бедности. Когда человек трудится, некогда заниматься ерундой, выяснять отношения и интриговать.
«Я получаю удовольствие от каждого дня, проведенного со своим ребенком в классе»
Вернемся к опасениям, что педагога могут обвинить в предвзятости. Когда ко мне на урок приходят методисты, что они видят? Супер-детей: 95% из них выполняют программу ФГОС на четыре и пять. Такого не может быть? Может! Я говорю: «Посмотрите тетради для контрольных работ, проведите проверочные работы сами в моем классе – результат налицо». Не только мой ребенок среди небольшой кучки успевающих, таких большинство! Родители других учеников это видят, поэтому у нас прекрасные взаимоотношения. Они благодарный за результат, готовы постоянно помогать, сделать все, что необходимо для нашего класса.

Мне очень повезло: я получаю удовольствие от каждого дня, проведенного со своим ребенком в классе, потому что у меня в руках есть методика, которая позволяет работать с такими результатами. Что бы я делала в традиционнной школе – не знаю... Пришлось бы готовиться к урокам каждый день, сидеть в библиотеке или в интернете, выискивать то, что позволит заинтересовать детей, занять их головы ...

Хочется сказать педагогам, которые сомневаются: если вы – жоховский учитель, не сомневайтесь в решении взять своего ребенка в класс. Возможность перевести его в другой будет всегда, а вот принять – нет. Эта дверь быстро захлопывается. Откройте ребенку широкую и светлую дорогу, по которой вы сможете пройти вместе.